Власть Существует 3 формы проявления влияния: сила, авторитет, власть. Авторитет-
влияние, которое человек, группа людей, организация получают в
результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. Власть- способ управлять и распоряжаться действиями других людей, подчинять их своей воле. Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения Объект- тот, кто выполняет. Власть: - естественная ( опирается на уважение) - публичная ( подчиняет) Функции власти: - господство - руководство - регуляция - контроль - координация - мобилизация - управление. Политическая власть- право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки, цели. Признаки политической власти: - только она может использовать силу в пределах страны
- единый центр для принятия политических решений
- использование разнообразных средств
- действует на основе права от имени всего общества
Типы политической власти ( Вебер): - харизматическая.
Харизма (греч)-милость,
божественный дар. Люди подчиняются лидеру в силу его исключительных
качеств, позволяющих его считать великим или гениальным. Культ личности — чрезмерное возвеличивание личности правителя, базирующееся почти на религиозном поклонении. - Традиционная. Опирается на традиции и обычаи. Верность вождю передается из поколения в поколение.
- Легальная.
Люди подчиняются лидеру, так как его наделил правом приказывать
законодательный орган. Лидер не только служит обществу, но для него это —
работа.
Легитимность- признание обществом или его большей частью существующей власти. Политическая система Политика (греч)- государственное дело, искусство управлять государством. Бисмарк « Неучастие в политике не освобождает от её результатов» Политика -
объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей,
организованных социальных групп и личностей в делах государства. Субъекты политики: индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство Объекты политики: внутренние - общество в целом - экономика - социальная сфера - культура - национальные отношения - экология - кадры внешние - международные отношения - мировое сообщество( глобальные проблемы) Функции политики: - организационная база общества
- контролирующая
- коммуникативная
- интегративная
- воспитательная
Виды политики: по направленности политических решений -экономическая -социальная -национальная -культурная -религиозная -государственно-правовая -молодежная по масштабу воздействия - местная - региональная - общегосударственная ( национальная) - международная - мировая ( глобальные проблемы) по перспективам воздействия - стратегическая ( долговременная) - тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии) - конъюктурная или текущая ( срочные) Политическая система- совокупность отношений по поводу участия в политической власти. - комплекс норм, институтов и организаций в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Функции политической системы: - управляющая
- мобилизующая
- интегративная ( согласование интересов)
- коммуникативная
Элементы политической системы: - организационный ( государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)
- нормативный ( нормы, ценности, обычаи, традиции)
- культурный (
политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая
психология, способы практической политической деятельности + идеология)
- коммуникативный ( связи внутри политической системы)
Государство Государство в широком смысле - тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. Государство в узком смысле - организация верховной власти, стоящей над обществом. Признаки государства: - территория
- население
- публичная власть
- система налогов
- правовая система
- суверенитет- верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях.
Экономическая основа суверенитета - владение территорией. Собственностью, культурным достоянием. Политическая основа - стабильное государство Правовая основа - конституция, соответствие принципам международного права Теории происхождения государства: - Теологическая (Фома Аквинский, Марк Аврелий) — государство — дар Божий
- Патриархальная
( Платон, Аристотель, Филмер)- возникло из патриархальной семьи,
подданные боятся монарха и уважают его как дети своего отца.
- Теория
насилия ( Каутский, Гумплович)- возникло как результат завоевания
одного народа другим, для поддержания порядка создаются госорганы,
принимаются законы.
- Спортивная ( Ортега-и-Гасет)- благодаря спорту и физическому воспитанию создана армия и появилось государство.
- Договорная ( Гоббс)
- Психологическая ( Фрейд, Петражицкий)- возникло из психической потребности индивида подчинять или повелеваться
- Социального
дарвинизма ( Спенсер)- возникло в процессе эволюции, подобно
человеческому организму, где правительство-мозг, право-импульсы мозга,
армия и полиция-руки, низшие классы- обеспечивают жизнедеятельность
всего организма.
- Классовая ( Маркс)- в соседской общине
возникли излишки, что привело к появлению неравенства, складыванию
классов и образованию государства.
Функции государства: внутренние -экономическая -политическая -социальная -идеологическая внешние -участие в решении глобальных проблем -обеспечение национальной безопасности -развитие взаимовыгодного сотрудничества -отстаивание государственных интересов в международных отношениях Государственный аппарат- комплекс государственных органов и учреждений посредством которых осуществляется государственное управление. Государственный орган - учрежденное в установленном законом порядке образование, выполняющее от имени государства какие-либо функции. Компетенция государственного органа- совокупность юридически установленных функций и полномочий госорганов, должностных лиц. Функция- вид деятельности. Полномочие- права и обязанности, которые сопровождают функциональную деятельность. Виды госорганов: по разделению властей - законодательные( представительные)
- исполнительные
- судебные
по выполняемым функциям - осуществляющие внешние функции ( разведка, органы межгосударственных отношений, информации)
- осуществляющие
внутренние функции ( органы правопорядка, органы
социально-экономического регулирования, органы духовного производства).
Типы государств: по форме правления Форма правления - порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением. Типы государств по форме правления: - Монархия-
форма правления, при которой верховная власть передается по наследству,
не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается
временными рамками.
Сакральность - божественность Патерналистское сознание-восприятие монарха как отца народа Самодержавная монархия- тип монархии, при которой власть монарха является сакральной. - Республика —
форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с
определенным сроком полномочий, которые они получили от
представительного органа или от самих избирателей.
Виды монархий | Абсолютная | Дуалистическая | Парламентская( конституционная) | | Законодательная власть | У монарха, Государство - это я ( Людовик 14) | Разделена между монархом и парламентом, монарх издает законы в перерывах между сессиями парламента | У парламента | | Исполнительная власть | У монарха | У монарха | Формально у монарха, практически у правительства, король царствует, но не правит | | Назначение главы правительства | монарх | монарх | Монарх с учетом парламентских выборов | | Правительство ответственно | Перед монархом | Перед монархом | Перед парламентом | | Право роспуска парламента | _____________ | У монарха | У монарха по рекомендации правительства | | Право вето | ------------------- | есть | Не используется | | Права монарха | Всевластие, глава государства, правительства, ВС, верховный судья | Имеет обширные полномочия | Монарх символизирует историческую преемственность и олицетворяет единство нации | | | Бахрейн, катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Россия в начале 20 века, Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, испания, Нидерланды, Япония | | Виды республик: | Президентская | Смешанная | Парламентская | | Избрание президента | Внепарламентским способом) выборы) | Внепарламентским способом | На заседании парламента | | Образование правительства | Формирует президент | Формирует президент из лидеров победившей на выборах партии, должно получить вотум доверия парламента | Парламентом из лидеров победившей на выборах партии | | Ответственность правительства | Перед президентом | Перед президентом и парламентом, вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед
парламентом, парламент может вынести вотум недоверия правительства или
его отдельному члену, который влечет роспуск правительства | | Право роспуска парламента | _________ | президент | президент | | премьер-министр | нет | есть | Есть, большая роль Кабинета Министров | | Полномочия президента | Глава государства, глава исполнительной власти, ВС, право вето | Глава
государства, исполнительная власть разделена между президентом и
правительством, парламент имеет право на импичмент, президент на вето | номинальная власть президента, все действия по рекомендации правительства | | | США | Австрия, Россия, Франция | Италия, ФРГ, Индия, Швейцария | | По форме территориально-государственного устройства Форма территориально-государственного устройства- территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. Типы государств по территориальному устройству: - Унитарное.
Вся полнота власти сосредоточена в центре, на места делегируются лишь
административные полномочия( местные налоги). Единая территория, единый
госбюджет, единая система высших органов власти, единая Конституция,
судебная система, гражданство. СССР. Франция. Италия. Испания. Египет.
- Федерация-
форма государственного устройства. При которой несколько
государственных образований, обладающих определенной политической
самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Разграничены
компетенции между федерацией и её субъектами, за центром- наиболее
важные полномочия. Единая система границы, субъекты федерации не могут
выходить из её состава. У субъектов федерации могут быть свои законы,
органы власти, конституция, но они не должны противоречить федеральным.
Может быть двойное гражданство. Федеральный парламент обычно. Автономия-
определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций,
территориальных или иных общностей в вопросах их внутренней жизни.
двухпалатный. Россия. США. Германия. Бразилия. Швейцария.
- Конфедерация -
постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения общих,
преимущественно внешнеполитических целей. Решения центральных органов
вступают в силу, если они одобрены всеми субъектами конфедерации.
Отсутствует единая территория, неограниченное право выхода. Евросоюз.
Типы государств по связи с религией: - Светские.
Нет официальной религии. Декларируется свобода совести и конфессий.
Законом запрещается дискриминация по религиозным основаниям.
- Клерикальные.
Государственная религия - правовое закрепление привеллегированного
положения какой-либо религии. Изучается в обязательном порядке в учебных
заведениях. Религия оказывает заметное влияние на жизнь страны.
Гражданам, исповедующим религию, предоставляется преимущественное право
занятия государственных должностей.
По политическому режиму. Политический режим- система методов, способов и средств осуществления государственной власти. Типы государств по политическому режиму: - демократия
- авторитаризм
- тоталитаризм
Авторитаризм-политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретными лицами при минимальном участии народа | Тоталитаризм-политический
режим, при котором абсолютный контроль государства над всеми областями
общественной жизни, полное подчинение человека политической власти | | Власть в руках одного человека или группы лиц, высокая роль лидера | Власть в руках одного человека, харизматичность лидера. | | Народ отчужден от политической власти | Народ отчужден от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека | | Нет разделения властей | Нет разделения властей, бесконтрольность репрессивных органов власти | | Деятельность оппозиции ограничивается жесткими рамками | Нет оппозиции | | Частичная цензура | Полная цензура | | Частичный террор | Полный террор | | Нет единой идеологии | Единая идеология, новояз | | Декларированные права и свободы | Декларированные права и свободы | | Общирный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой | Командно-административная экономика | | Опора на традиционные институты -бюрократию, армию, церковь | Опора на люмпенизированные слои населения | | Основной принцип: разрешено то, что не имеет отношения к политике | Разрешено то, что приказано властью ( запрещено всё) | | Виды: традиционные АМ, олигархический авторитаризм ( власть в руках семейств или кланов), военные диктаторские режимы | Виды: правый( фашизм), левый ( коммунизм) | | Россия при царях, военный режим Пиночета в Чили, Ирак с Хусейном | СССР, Германия при Гитлере | | Демократия-политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан подчиняющихся закону. Признаки демократии: - принцип конституционализма
- действует по всей территории -все остальные правовые нормы должны ей соответствовать -принимается в особом порядке - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
Президент законодательная исполнительная судебная парламент ФС Правительство Конституцион.суд СФ Министерства Верховный суд ГД Высший арбитр.суд система
сдержек и противовесов, позволяющая свести к минимуму возможные ошибки в
управлении, предотвратить возвышении одной ветви власти над другой - выборный и сменяемый парламент
- наличие политических партий как связующего звена между обществом и государством
- легализация
политического конфликта. Правящая партия отказывается от применения к
оппозиции насилия, оппозиция не прибегает к насильственным методам
борьбы за власть. Оппозиция- противодействующая господствующей силе в
государстве.
- Терпимость к инакомыслию, общественное согласие
- соблюдение основных прав и свобод человека
- разнообразные формы собственности
- гласность
- политические свободы
- активная деятельность негосударственных общественных организаций как равноправных партнеров
Виды демократии: - непосредственная- прямое выражение личностью своих интересов ( демонстрация)
- представительная или опосредованная — через представителей ( выборы)
Консенсусная демократия-
принцип большинства отвергается как основной, право вето меньшинства на
решения большинства, главным признается достижение консенсуса. Проблемы демократии: -система финансирования избирательной кампании -существование цензов -нет полного равенства -избиратели не имеют права выбирать между кандидатами внутри ПП. Правовое государство и гражданское общество Иммануил Кант ввёл понятие гражданин. Правовое государство -
государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле
суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить
основные права и свободы личности. Признаки правового государства: - политический суверенитет народа
- принцип разделения властей
- верховенство права ( равенство всех перед законом)
- соблюдение прав и свобод человека
- взаимная ответственность государства и личности
- высокая сознательность масс
- не карательные а правоохранительные органы
- предсказуемость принимаемых государством решений
- подчинение национальной правовой системы международному праву.
- плюрализм
Понятие гражданское общество развил Гегель. Гражданское общество в широком смысле- совокупность всех неполитических отношений ( семейных, религиозных, экономических и прочих) Гражданское общество-
общество, автономное по отношению к государственной власти, выражающее
частные интересы граждан, регулирующее и защищающее эти интересы. Признаки гражданского общества: - общественный
контроль над деятельностью институтов публичной власти( медиаконтроль,
оппозиция, общественная палата, которая осуществляет экспертизу
нормативных документов)
- верховенство права
- разделение властей
- преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми и политическими силами.
- Частная собственность
- социально-ориентированная рыночная экономика
- плюрализм
- общественно политические институты, отражающие разнообразные интересы граждан
- право личности на самореализацию
- гражданский мир
- свобода личности
Политические партии Политическая партия - политическая общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти. Признаки ПП: - наличие организации ( оформленное членство, устав, руководящие органы). Партаппарат- организованная группа людей, для которых политическая деятельность является профессией.
- Носитель определенной идеологии.
- Наличие программы. Выдвигаются конкретные требования и обещания.
- Нацеленность на завоевание и осуществление власти
- наличие
разветвленной сети местных организаций. По закону о ПП 2008 года
партия должна объединять не менее 40 тысяч членов, иметь региональные
отделения в субъектах РФ не менее 100 человек в половине регионов,
участвовать в выборах не менее 5 лет.
- Защита интересов определенных слоев населения. Фракция- группа с программой, отличающейся от общей программы партии отдельными деталями.
- Наличие соцбазы и электората. Соцбаза-
те слои общества, среди которых ПП пользуется наибольшим влиянием и
которые поддерживают её на протяжении длительного времени. Электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса данной ПП на выборах.
Функции ПП: - политическая- овладение гос.властью
- представительская- выражение интересов определенных слоев населения
- рекруиторская - подготовка и выдвижение кадров для политических институтов
- электоральная - организация и участие в избирательных компаниях
- политической социализации - воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан
Структура ПП: 1 уровень- блок избирателей 2 уровень - официальная партийная организация- лидеры, партбюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, рядовые члены 3 уровень - ПП в системе правления -должностные лица в госаппарате. Типы партий: по организационному принципу( характеру членства) - Кадровые
- немногочисленны, свободное членство, опираются на профессиональных
политиков и финансовую элиту, деятельность только в период выборов (
демократическая, республиканская)
- Массовые
по идеологии - консервативные
- либеральные
- коммунистические
- социал-демократические
- клерикальные
- националистические
по отношению к власти - правящие
- оппозиционные
- легальные -нелегальные по типу членства - открытые
- закрытые
по шкале политического спектра - левые ( реформы, ликвидация частного сектора, соцзащита трудящихся, радикально-революционные методы)
- крайне левые ( коммунистические)
- центристские ( компромисс, сотрудничество)
- правые ( сильное государство, охрана собственности, стабильность- либералы и консерваторы)
- крайне правые ( фашистские)
по способу деятельности - реформистские
- революционные
- консервативные
- реакционные
Партийно-политическая система- регулируемые государством и традициями страны отношения между партиями и политическими силами - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы ППС: - однопартийная
- двухпартийная
- многопартийная
Модифицированная двухпартийная система или 2,5 партийная система- третья сила, которая влияет на принятие политических решений ( Свободная Демократическая партия в Германии) Политическое движение-
добровольное формирование возникающее в результате свободного и
сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих
интересов. Признаки: - не стремятся к власти
- добровольное членство
- нет строгой иерархии
- выражают частные интересы граждан
Виды политических движений: - за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека - за новый экономический порядок ( антиглобалисты) - экологические - антивоенные - против расовой и национальной дискриминации - неприсоединения - женские, молодежные, студенческие. Современные политические партии: Единая Россия. Путин. КПРФ. Зюганов. ЛДПР. Жириновский. Патриоты России. Ген.Семигин. Российская объединённая демократическая партия « Яблоко». Сер. Митрохин. Справедливая Россия. Сер. Миронов. Правое дело. Бор.Титов. Тенденции в развитии современных партий: - падает влияние традиционных, прежде всего коммунистических партий
- сближение программ отдельных партий ( социал-демократических и консерваторов)
- неустойчивость социальной базы ( один и тот же избиратель голосует за представителей разных ПП)
- с
увеличением роста СМИ ПП утрачивают функции политической социализации
масс ( большая часть избирателей узнает о ПП из СМИ или интернета)
- с ростом образования масс растет разочарование в ПП, многие предпочитают им общественные движения)
рост
« универсальных ПП» ( не имеют идеологических ориентаций, обращаются ко
всем избирателям, имеют общенационального лидера, который предлагает
идеи согласия, баланса интересов различных социальных групп)
Человек в политической жизни Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими. Экономическая элита( владельцы корпораций, банков) Военная ( генералитет) Информационная ( владельцы СМИ, политические обозреватели) Административная ( чиновники) Научная ( ученые) Политическая элита-
группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и
систематически участвующая в принятии решений, связанных с
государственной властью. Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти. Политический статус- место человека в политической системе общества (гражданин ) Политическая роль-
функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом (
избиратель, депутат). Могут быть стандартизированными ( поведение
человека) и нестандартизированными ( девиантные отклонения). Типы политических ролей: - Рядовой член общества
- Человек, состоящий в общественной организации или движении
- Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации
- Профессиональный политик
- Политический лидер.
Особенности политического лидерства: - постоянное влияние
- однонаправленность от лидера на объект
- охватывает все общество или большие группы
- опирается на авторитет лидера
- имеются многочисленные сторонники
- имеется формально-должностной статус
Функции политического лидера: - интегративная- согласование интересов
- ориентационная- выработка политического курса
- инструментальная-определение способов и методов осуществления задач
- мобилизационная- инициирование изменений
- коммуникативная
- гарант справедливости, законности, порядка
Типы политических лидеров: - общенациональный
- больших социальных групп
- общественной организации или движений
1. авторитарный 2. демократический 3. либеральный - традиционный
- легальный
- харизматический
1. лидер-знаменосец ( Ленин) 2.лидер-служитель ( Брежнев) 3.лидер-торговец ( рейган) 4.Лидер-пожарный ( современные) Политическое участие -действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Виды политического участия: - автономное ( свободное и добровольное)
- мобилизованное ( принудительный характер -демонстрации в СССР)
- опосредованное( представительское)
- непосредственное( прямое)
1. активное 2. случайное( разовое) 3.политический наблюдатель 4.пассивное 5.аполитичное Формы политического участия: 1. Выборы. Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах Активное ИП- право граждан участвовать в выборах Пассивное ИП - право граждан быть избранными Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов. Основные принципы выборов: - равенства
- всеобщности ( только возрастной ценз и ценз гражданства)
- прямые ( непосредственно голосует за депутата)
- тайное голосование
- на альтернативной основе
Этапы избирательной кампании: - организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.
Составление
списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных
комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до
голосования. - Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.
- Проведение
предвыборной агитации. Запрещается проводить органам госвласти, органам
местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям,
избирательным комиссиям.
- Голосование. Подсчет голосов и
подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2
недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы
считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50%
избирателей.
Типы избирательных систем: 1. Мажоритарная. -абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ. -относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США. Достоинства:
Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного
перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное
большинство в парламенте. Недостатки: Получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование. 2. Пропорциональная. Каждая
партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству
голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер. Достоинства: представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий. Недостатки:
избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед
партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов,
которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества
мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений. Мажоритарно-пропорциональная ( смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006. Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах. Причины абсентеизма: - недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти - низкий авторитет представительных органов - отсутствие электоральной культуры Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям Императивный мандат- смещение и отзыв избранных депутатов Свободный мандат- невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий. Референдум -всенародное
голосование по какому-либо важному вопросу.( принятие Конституции).
Решение считается принятым, если за него высказались большинство
избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от
принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума
может принадлежать главе государства, правительства, общественным
организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном
масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет
законную силу. Плебесцит -опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти. На референдуме не могут обсуждаться вопросы: - об изменении статуса субъекта РФ -о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания -об избрании людей, замещающих государственные должности -о персональном составе федеральных органов -о федеральном бюджете -о федеральных налогах -о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения -об амнистии и помиловании - Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция-
коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой
или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы
считают наиболее важными.
- Лоббизм-
использование легальных приемов влияния на структуры государственной
власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным
социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ) -кулуары.
- 5. Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.
- 6. Политическая активность в качестве члена партии, движения.
- 7. Прямые действия( демонстрации, митинги, пикетирование).
Митинг- собрание единомышленников, доступное для всех желающих. Демонстрация- движение по проезжей части с плакатами, призывами через громкоговорители. Пикетирование -
коллективное выступление с плакатами, на которых отражена позиция и
требования( у здания парламента, правительства, военной базы). Конституция Конституция( лат)- установление, устройство. Конституция - основной закон государства. -обладает высшей юридической силой -все остальные законы должны ей соответствовать -особый порядок принятия и пересмотра -действует на территории всей страны Конституционное право-
отрасль права, которая закрепляет основы государственного и
общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и
управления, основные права и обязанности граждан. Регулирует - основы конституционного строя - принципы организации и порядок функционирования органов власти - правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством Виды конституций: по порядку принятия - октроированные - дарованы народу монархом
- легитимные - принятые законодательным органом или на референдуме
по порядку изменения - гибкие - могут меняться в том же порядке, что и обычные законы
- жесткие - сложный порядок изменения
по форме - писаные - единый основной закон с внутренней структурой
- неписаные -несколько законодательных актов, закрепляющих основы государственной власти, права и свободы ( Израиль)
1918, 1924, 1936, 1977, 1993 Принята на всенародном референдуме в 1993. Конституция основывается на международном праве. Международное право-совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Возникло
после 2 мировой войны, как ответ стран на ужасы войны, с целью помочь
восстановить права и свободы человека, установить дружеские отношения
между народами. Основные международные документы о правах человека: - Всеобщая декларация прав человека. ООН.1948
- Международный пакт о гражданских и политических првах.1966.
- Международный пакт о социальных и культурных правах.1966.
- Декларация о правах ребенка. 1959
- Конвенция
о правах ребенка. 1989. Ребенком считается человек до 18 лет. Для детей
особый документ так как они считаются социально незащищенными.
- Конвенция о политических правах женщин. 1952.
- Конвенция о ликвидации форм расовой дискриминации.1969.
Декларация - предусмотренное законом объявление, уведомление. Конвенция - международный договор на уровне правительств стран. Конвенция является обязательным документом. Международное гуманитарное право- правовые нормы, защищающие права человека в условиях вооруженных конфликтов. Участниками международного гуманитарного права являются военнопленные, раненые, мирное население, партизаны, журналисты. Создатель МГП- Анри Дюнан. Комбатант – взятый в плен участник боевых действий Международные организации, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека: - Генеральная ассамблея ООН -Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете ООН ( ЭКОСОС) -Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО -Европейский суд по правам человека -Комитет министров Совета Европы -Комиссар Совета Европы по правам человека -Наблюдатели ОБСЕ 1 глава. Основы Конституционного строя. Статьи 1.2.3.5.7.8.10.13.14 2 глава. Права и свободы человека и гражданина. Правовой статус - права человека, выраженные в правовых актах, которые характеризуют его положение в обществе. Включает в себя права, свободы, обязанности. Право-охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-либо сделать. Свобода-отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо Обязанность-действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения. Виды прав: - социально-экономические - позволяют человеку обеспечить достойное существование ( статьи 34-42)
- политические
- выполнение определенных функций в обществе ( статьи 29-33).
Организатором публичного мероприятия могут быть граждане, ПП,
общественные объединения, достигшие 18 лет. Уведомление о проведении в
исполнительные или местные органы власти не раньще 15 и не позднее 10
дней. Публичное мероприятие не может начинаться раньше 7 часов и
заканчиваться позднее 23 часов.
- Гражданские - почувствовать принадлежность к определенному государству ( статьи 19.61.62.63.)
- Личные - защищают от вмешательства в частную жизнь( статьи 20-28)
- Культурные - позволяют пользоваться достижениями цивилизации ( статьи 43-44)
Обязанности: статьи 38.44.57-59. 3глава. Федеративное устройство. 83 субъекта федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Субъекты: - административно-территориальные (названы географическими обозначениями)
- национально-территориальные (названы именами народов)
статьи 65.68.70.71.72.75. Принципы федерализма: - государственная целостность
- равенство и самоопределение народов
- единство системы государственной власти
- верховенство федерального права
- разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами
- равенство субъектов РФ
4 глава. Президент РФ. Статьи 80.81.83-90.92.93. 5 глава. Федеральное Собрание. Статьи 94-109. Стадии законотворческого процесса: - законодательная инициатива
- подготовка законопроекта и его обсуждение в Государственной Думе
- принятие закона Государственной Думой
- принятие закона в Совете Федерации
- подписание закона Президентом, обнародование.
3 чтения в ГД: - принципиальные положения - частности - решается вопрос о принятии или непринятии закона 6 глава. Правительство РФ. Статьи 110.111.114.115.117. 7 глава. Судебная власть. Статьи 118-123.125-129. 8 глава. Местное самоуправление. Местное самоуправление -
самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного
значения, исходя из интересов населения, истории и иных местных
традиций. Не входит в органы государственной власти. Функции МС: - связующее звено между населением и государственными структурами
- позволяет реализовать региональные и федеральные программы на местном уровне
- позволяет реализовать населению свои гражданские права и свободы
- средство решения социальных проблем
- управление муниципальной собственностью
- охрана общественного порядка
Отличие органов МС: - подзаконная власть
- ограниченный круг дел
- самостоятельный источник финансирования
- ограниченная территория
- выборный принцип
Самоуправляющиеся территориальные единицы называют муниципальные образования. Статьи 130.132. Виды муниципальных образований: - сельское поселение
- городское поселение
- муниципальный район
- городской округ
- внутригородская территория города федерального значения
9 глава. Конституционные поправки и пересмотр. Статья 134. Политическая культура Политическая культура включает в себя политические знания, ценностные ориентации, способы практических политических действий. Политическая культура-совокупность
норм и ценностей, разделяемых большинством граждан, находящих выражение
в их политической деятельности, оценке политических событий и в
отношении к политике. Типы политической культуры: - Патриархальный.
Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек
мало восприимчив к глобальной пол.культуре, не выполняет конкретных
политических ролей.
- Подданический. Человек ориентируется на
официальные гос.ценности, ожидает от политической системы либо
наказания, либо предоставления благ. Относится к политической жизни
пассивно.
- Активистский. Человек хорошо знаком с гос.органами
власти .Стремится влиять на политику с помощью законных средств. Активно
участвует в политических процессах.
Субъекты формирования полит.культуры: - СМИ - церковь - государство - семья - ПП, общественные организации - армия - образовательные учреждения Функции полит.культуры: - индентификационная ( стремление определить свои способы участия)
- ориентационная ( понимание возможностей по реализации прав и свобод в конкретной полит.системе)
- адаптационная (приспособление к изменяющейся полит.жизни)
- социализации ( обретение определенных навыков, позволяющих реализовать свои права)
- интегрирующая ( возможность различных групп сосуществоватьв рамках определенной полит.системы)
- коммуникативная ( взаимодействие на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и др)
Политическое поведение- совокупность сознательных действий, направленных на достижение социально-значимых целей. Виды политического поведения: - конструктивное
- деструктивное
- индивидуальное
- групповое
- массовое. Лебон. Теория толпы в которой человек превращается в варвара. Экстремизм- приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Популизм- деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.
- организованное
- стихийное.
Политическое сознание- мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого процесса и собственной роли в нём. Виды политического сознания: - обыденное
- идеолого-теоретическое. Является основой идеологии.
Политическая идеология-
система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные
интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики. Современные идеологии: - Либеральная.
Основоположник Локк. Главная ценность- свобода личности.
Невмешательство государства в личную жизнь. Частная собственность.
Разделение властей. Демократия и правовое государство. Равенство перед
законом. Свобода мысли и слова. Индивидуализм.
- Консервативная.
Главная ценность-незыблемость существующих порядков, традиционализм,
стабильность. Естественное неравенство. Сильная государственная власть.
Интересы государства ценятся больше чем интересы индивида. Важная роль
семьи, религии, морали. Частная собственность.
- Социал-демократическая.
Путь к социализму через реформы. Свобода, справедливость, солидарность.
Парламентская демократия, гарантии прав личности. Улучшение состояния
окружающей среды. Перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных.
- Коммунистическая.
Общество справедливого равенства без частной собственности.
Распределение по способностям. Коллективные начала. Отмирание
государства. Революция.
- Фашистская. Идеи
расового неравенства. Отношение к национальным меньшинствам как к
внутренним врагам. Принцип фюрерства. Личностное начало вторично по
сравнению с расово-этническим. Сильная диктаторская власть. Милитаризм.
Милитаризм -гос.политика, оправдывающая наращивание военной мощи и
использования военной силы при решении международных и внутренних
конфликтов.
Роль идеологии: - образовательно-воспитательная ( овладение массовым сознанием, конструирование групповых ценностей)
- пропагандистская ( создание позитивного образа проводимой политической линии)
- интегрирующая
- мобилизационная ( стимулирование действий граждан на выполнение поставленных задач)
Средством распространения идеологии является пропаганда. Пропаганда-
вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных
настроений, закрепление в сознании граждан определенных ценностей. Манипулирование- управление политическим сознанием с целью побуждения граждан действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.
|