Происхождение славян
(Этногенез)
Гипотезы расположения славянской прародины
Используя перечисленные выше источники, ученые строят гипотезы об истоках
славянства. Однако разные ученые не сходятся не только в определении места
славянской прародины, но и во времени выделения славян из индоевропейской
группы. Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине
с уверенностью можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н.э. (О.Н.
Трубачев), с конца II тысячелетия до н.э. (польские ученые Т.
Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и др.), с середины II
тысячелетия до н.э. (польский ученый Ф. Славский), с IV в. до н.э. (М.
Фасмер, Л. Нидерле, С.Б. Бернштейн, П.Й. Шафарик).
Наиболее ранние научные гипотезы о прародине славян можно обнаружить в трудах
русских историков XVIII – XIX вв. Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О.
Ключевского. В своих изысканиях они опираются на «Повесть временных лет»
и делают вывод о том, что прародиной славян были р. Дунай и Балканы. Сторонниками дунайского
происхождения славян были многие русские и западноевропейские
исследователи. Более того, в конце XX в. российский ученый О.Н. Трубачев уточнил
и развил ее. Однако на протяжении XIX – ХХ вв. у этой теории было и немало
противников.
Один из крупных историков-славистов чешский ученый П.И. Шафарик
считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с
родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он считает,
что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и
Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за
Карпаты.
Однако и в это время они занимают весьма обширные территории - на западе - от
устья Вислы к Неману, на севере – от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на
востоке – до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр
вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.
В конце XIX – начале ХХ вв. акад. А.А.Шахматов развил идею двух
славянских прародин: района, в пределах которого сложился праславянский
язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали
накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). Он
исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась
балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики.
После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением
Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его
мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских
языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э.
продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне
(вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и
восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой
для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи
гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них
заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая –
Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов)[1].
Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская.
По мнению таких ученых, как М.Фасмер (Германия), Ф.П.Филин,
С.Б.Бернштейн (Россия), В.Георгиев (Болгария), Л.Нидерле
(Чехия), К. Мошиньский (Польша) и др., прародина славян располагалась
между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на
западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере.
Таким образом, прародина славян определяется ими как современная
северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша. Однако в
исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации.
Л. Нидерле считает, что место славянской прародины может быть
определено только предположительно. Он высказывает предположение о
принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На
основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в
частности топонимики, Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского
расселения в начале I тыс. н.э.
Она, по его мнению, находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке
достигала Днепра, а на западе - верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что
западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке
Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников - полей
погребений лужицко-силезского типа[2].
Ф.П. Филин определяет область расселения славян в начале н.э. между
Западным Бугом и Средним Днепром. Он, опираясь на лингвистические и
экстралингвистические данные, предлагает периодизацию развития языка праславян.
Первый этап (до конца I тыс. до н.э.) - начальная стадия формирования основы
славянской языковой системы. На втором этапе (от конца I тыс. н.э. до III-IV
вв. н.э.) - в праславянском языке происходят серьезные изменения в фонетике,
эволюционирует его грамматический строй, развивается диалектная дифференциация.
Третий этап (V-VII вв. н.э.) совпадает с началом широкого расселения славян,
что в конечном счете привело к делению единого языка на отдельные славянские
языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического
развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии[3].
Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по
мнению С.Б.Бернштейна, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на
восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. С.Б.Бернштейн поддерживает гипотезу
А.А.Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы: западную
и восточную; из последней в свое время выделились восточная и южная
группы. Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и
южнославянских языков и некая обособленность, в частности фонетическая,
западнославянских[4].
К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался Б.А. Рыбаков. Его
концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве
территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера
на западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б.А. Рыбаков
начинает с эпохи бронзы - с XV в. до н.э. - и выделяет пять ее этапов.
Первый этап он связывает с тшинецкой культурой
(XV-XIII вв. до н.э.). Область ее распространения, по его мнению, была
"первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся
праславян ... эта область может быть обозначена несколько туманным словом
прародина"[5]. Тшинецкая культура простиралась от Одера до левобережья
Днепра. Второй этап - лужицко-скифский - охватывает XII-III вв.
до н.э. Славяне в это время представлены несколькими культурами: лужицкой,
белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных
скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными в
союз под именем сколотов. Падение лужицкой и скифских культур привело к
восстановлению славянского единства - наступил третий этап
истории праславян, продолжавшийся со II в. до н.э. по II в. н.э., и
представленный двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зарубинецкой.
Их территории простирались от Одера до левобережья Днепра. Четвертый этап
он датирует II-IV вв. н.э. и называет его пшеворско-черняховским. Этот
этап характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена. Пятый
этап - пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения
Римской империи славянское единство было восстановлено. Совпадение ареалов всех
перечисленных культур, в том числе и достоверно славянской -
пражско-корчакской, - является, по мнению Б.А. Рыбакова, доказательством
славянской принадлежности всех этих культур[6].
В последние десятилетия экспедиционные исследования украинских археологов
значительно расширили научную базу. По мнению этих ученых, история славян
начинается с позднелатенского периода. По мнению В.Д. Барана, сложение
раннесредневековых славянских культур было результатом интеграции нескольких
культур римского времени: пражско-корчакская культура сложилась на основе
черняховской культуры Верхнего Поднестровья и Западного Побужья при участии
элементов пшеворской и киевской культур; пеньковская культура сложилась в
условиях слияния элементов киевской и черняховской культур с кочевническими
культурами; колочинская культура возникла при взаимодействии позднезарубинецких
и киевских элементов с балтийскими. Ведущая роль в становлении славянства, по
мнению В.Д. Барана, принадлежала киевской культуре[7]. Концепция славянского
этногенеза изложена В.Д. Бараном, Р.В.Терпиловским и Д.Н. Козаком [8].
Ранняя история славян, по их мнению, начинается с первых веков нашей эры, когда
сведения о славянах, называемых тогда венедами, появляются в трудах античных
авторов. Венеды обитали к востоку от Вислы, им принадлежали зарубинецкая и
пшеворская культуры Волынского региона. В дальнейшем со славянами связаны
зарубинецкая и позднезарубинецкая культуры, а через них - киевская и частично
черняховская, на основе которых формировались раннесредневековые славянские
культуры.
В последние десятилетия проблемам этногенеза славян посвящен ряд работ В.В.
Седова [9]. Древнейшей славянской культурой он считает культуру подклешевых
погребений (400-100 гг. до н.э.), поскольку именно начиная с этой культуры
прослеживаются элементы преемственности в эволюционном развитии древностей
вплоть до достоверно славянской эпохи раннего средневековья[10].
Культура подклешевых погребений соответствует первому
этапу истории праславянского языка по периодизации Ф.П. Филина[11]. В конце II
в. до н.э. под сильным кельтским влиянием культура подклешевых погребений
трансформируется в новую, получившую название пшеворской. В составе пшеворской
культуры выделяются два региона: западный - Одерский, заселенный, главным
образом, восточногерманским населением, и восточный - Висленский, где
преобладающим этносом были славяне. Хронологически пшеворская культура соответствует,
согласно периодизации Ф.П. Филина, среднему этапу развития праславянского
языка[12]. Зарубинецкую культуру, сформировавшуюся при участии пришлых
подклешево-поморских племен и местных милоградских и позднескифских, он считает
особой в языковом отношении группой, занимавшей промежуточное положение между
праславянским и западнобалтским языками. С пшеворской культурой связана своим
происхождением славянская пражско-корчакская культура. По мнению В.В. Седова,
славяне составляли один из компонентов полиэтничной черняховской культуры.
О.Н.Трубачев в своих работах отвергает и висло-днепровскую
гипотезу, и ее висло-одерский вариант. Как альтернативу он выдвигает так
называемую «неодунайскую» гипотезу прародины славян. Местом
первичного их расселения он считает Среднее Подунавье – территорию стран бывшей
Югославии (Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории), юг
Чехословакии и земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии).
На какое-то время около I в.н.э. славяне были вытеснены кельтами и уграми
на север, в Повисленье, и на восток, в Поднепровье. Связано это было с великим
переселением народов. Однако уже в середине I тыс.н.э. славяне, «храня память о
своих прежних местах обитания», «снова занимают Подунавье, земли за Дунаем, Балканы».
Таким образом, «движение славян на юг было возвратным»[13].
Свою гипотезу О.Н.Трубачев аргументирует лингвистическими и
экстралингвистическими фактами. Он считает, что, во-первых, продвижение славян
сначала на север, а затем на юг вписывается в общий процесс переселения народов
в пределах Европы. Во-вторых, подтверждается записями летописца Нестора: «По
мнозэхы же времянэхы». В-третьих, именно у южных славян, которые жили по р.
Дунаю, раньше всех появилось самоназвание *slověne – словэне, которое постепенно
утверждается в трудах византийских историков VI в., готского историка VI в.
Иордана (склавины). В то же время западных и восточных славян они именуют
венедами и антами, то есть чуждыми славянам названиями. Сам этноним славяне
О.Н.Трубецкой соотносит с лексемой слово и толкует его как «ясно говорящие», то
есть говорящие на понятном, не чуждом языке[14]. В-четвертых, в фольклорных
произведениях восточных славян очень часто упоминается р. Дунай, что
О.Н.Трубачев считает сохранившейся живой памятью о Подунавье[15]. В-пятых, он
считает, что Угры, придя на территорию Подунавья и основав в I в.н.э. свое
государство, застали там славянское население и славянские топонимы: *bъrzъ,
*sopot, *rěčina, *bystica, *foplica, *kaliga, *belgrad, *konotopa и др.[16]
Таким образом, О.Н.Трубачев считает, что «южный висло-одерский ареал…
приблизительно совпадает с северной периферией среднедунайского ареала»[17], а
район первичного расселения славян совпадает с районом первичного расселения
носителей общеиндоевропейского языка.
Вопрос о прародине славян продолжает оставаться открытым. Ученые выдвигают все
новые и новые доказательства в пользу той или иной гипотезы. В частности
Г.А.Хабургаев полагает, что праславянские племена возникли в результате
скрещивания западнобалтийских племен с италиками, фракийцами (в районе
современной северной Польши) и иранскими племенами (на р. Десне).
Литература
Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы.
Словарь-справочник. – М., 2000.
Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологий. - М., 1973.
Алексеева Т.И. Славяне и германцы в свете антропологических данных // Вопросы
истории, 1974, № 3.
Андреев А. Мир тропы: Очерки русской этнопсихологии. – СПб., 2000.
Археология с древнейших времен до средневековья. В 20 тт. – М., 1981 – 2000.
(Издание не завершено).
Асов А.И. Анты, арии, славяне. – М., 2000.
Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков, М., 1961.
Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. – М., 1994.
Горнунг Б. В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. -
М., 1963.
Гудзь-Марков А.В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского
мира. – М., 1995.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. – М., 2001.
Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. – М., 2002.
Древности славян и Руси. – М., 1988.
Древность. Арьи. Славяне. – М., 1996.
Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей.
Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. - М., 1974.
Иордан, О происхождении и деяниях гетов, Getica, пер. с греч. - М., 1960.
Калашников В.Л. Славянская цивилизация. – М., 2000.
Кобычев В.П. В поисках прародины славян. – М., 1973.
Кто они и откуда? Древние связи славян и Ариев. – М., 1998.
Лызов А.И. Скифская история. – М., 1990.
Ляпушкин И. И. Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа.
Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами, М. - Л.,
1961.
Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования
древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.).
Историко-археологические очерки - Л., 1968.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт. Т.1. Земля. Население.
Экономика. Сословие. Государство. – М., 1993.
Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей
по VII в. н. э. // Вестник древней истории, 1941, № 1.
Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы.
Представления об этнической номинации и этничности XVI – начала XVIII века. –
СПб., 1999.
Народы Европейской части СССР, т. 1. - М., 1964.
Народы зарубежной Европы, т. 1. - М., 1964.
Нидерле Л. Славянские древности, пер. с чеш. - М., 2000.
Петрухин В.Я. Славяне. – М., 1999.
Погодин А. Л. Из истории славянских передвижений. – СПб., 1901.
Прокопий из Кесарии, Война с готами, пер. с греч. - М., 1950.
Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы
истории, 1974, № 1.
Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.
Семенова М. Мы – славяне. – СПб., 1997.
Славяне накануне образования Киевской Руси. - М., 1963.
Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции.- М., 1974.
Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. - Л., 1970.
Третьяков П.Н. Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской
среде в I тысячелетии н. э. // Советская археология, 1974, №2.
Тулаев П.В. Венеты: предки славян. – М., 2000.
Феофилакт Симокатта, История, пер. с греч. - М., 1957.
Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. - М. - Л., 1962.
Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени.- П., 1919.
Lerh -Spławinski Т. О pochodzeniu i praoji czyznie słowian. - Poznań, 1946.
Szymanki W. Słowianszczyzna wschodnia. - Wrocłlaw, 1973.
Słowianie w dziejach Europy. - Poznań, 1974.
Niederle L. Zivot starych slovanu, dl 1-3. - Praha, 1911-34.
Примечания
[1] См. подробнее: Шахматов А.А. Русский язык и его
особенности. Вопрос об образовании наречий // Шахматов А.А. Очерк современного
русского литературного языка. – М., 1941.
[2] Нидерле Л. Славянские древности. – М., 2000.
[3] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.-Л., 1962.
[4] Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. – М.,
1961.
[5] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981. С. 221.
[6] Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. – М., 1979.
[7] Баран В.Д. К вопросу об истоках славянской культуры раннего
средневековья//Acta archeologica Carpathica. Т. 21. Krakow,1981. С. 67-88.
[8] Баран В.Д., Терпиловский Р.В., Козак Д.Н. Похождения слов'ян. Киiв, 1991.
[9] Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. Седов В.В.
Славяне в древности. М., 1994.
[10] Седов В.В. Славяне в древности. - М., 1994. С. 144.
[11] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. - М.;Л., 1962. С. 101-103.
[12] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. - М.;Л., 1962. С. 103-110.
[13] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы языкознания. –
1985. - № 4. – С.9.
[14] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным
этимологии и ономастики // Вопросы языкознания. – 1981. - № 4. – С.11.
[15] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез. Древние славяне по данным
этимологии и ономастики // Вопросы языкознания. – 1982. - № 5. – С.9.
[16] Трубачев О.Н. Там же.
[17] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы языкознания.
- 1985. - № 5. – С.12.
|