Функции рынка
Функции рыночной экономики
— это формы проявления ее сущности, направления воздействия рыночных
отношений на воспроизводственные процессы на макро- и микроуровнях.
См. также: Понятие рынка Сущность и условия существования рынка
Рынку объективно присущи следующие функции: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная.
Рис. 1. Функции рынка
Интегрирующая функция
состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы
потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении
их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без
рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет
удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению
общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в
экономике.
Регулирующая функция
предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает
согласование производства и потребления в ассортиментной структуре,
сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре,
пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами
национальной экономики.
См. также: Субъекты рынка Структура и инфраструктура рынка
Стимулирующая функция
состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции,
необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной
прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе —
интенсификации производства и эффективности функционирования всей
экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для
развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут
избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и
менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение
объемов производства и уровня индивидуального материального
благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция
— это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При
этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство
товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты,
выявляет ценность товара посредством определения не только количества
затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функция
выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных
результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам
покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и
услуг.
См. также: Типы рынков Преимущества и недостатки рынка
Посредническая функция
обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и
потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно
определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и
технологическая связь между участниками общественного производства.
Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а
продавец — наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция
дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные
ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и
услуг на рынке. Современный рынок превращается в "гигантский
компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и
выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и
услуг.
|