Функции малого предпринимательства
Сущность
малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных
функциях:
1.
формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих
лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах,
услугах);
2.
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к
удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению
качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
3.
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4.
содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает
экономике гибкость, мобильность, маневренность;
5. привлечение
личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых
предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем
в крупных;
6. создание
дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
7. более
эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов,
освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
8.
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых
работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки,
пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
9.
формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм,
компаний;
10.
активизация научно-технического прогресса;
11. освоение
и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
12.
содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки
комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих
производств.
Малое
предпринимательство является одновременно целью и инструментом развития
рыночной экономики. Его двойственная роль подтверждена результатами анализа
присущих малым предприятиям функций, классифицированных на основе впервые
предложенного подхода, на целевые и инструментальные. К «целевым» функциям,
благодаря которым развитие малого предпринимательства является одной из
макроэкономических задач государства, отнесены его влияние на сокращение
безработицы, ускорение научно-технического прогресса, обеспечение
социально-политической стабильности в обществе. К «инструментальным» функциям
отнесены использование малого предпринимательства в целях ограничения тенденций
монополизации экономики, содействие формированию среднего класса, заполнение
малоэффективных для крупного бизнеса экономических «ниш». Функции малого
предпринимательства находятся в состоянии постоянного развития.
Преимущества и недостатки малого
предпринимательства
У малого
бизнеса свои достоинства и свои недостатки. Вопрос в том, чтобы минимизировать последние
и максимизировать первые. Руководитель малого предприятия должен быть настоящим
”многостаночником”, разбирающимся (об этом мы уже говорили) и в правовых, и в
экономических, и в кадровых вопросах, быть и психологом, и прогнозистом. Любая
ошибка здесь - это твоя ошибка, но и успех - он тоже только твой. Так что
адреналин - неразлучный спутник малого предпринимателя, который в единственном
числе отвечает за свое дело.
Преимущества малого
предпринимательства.
1.
Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием
лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и
оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает
производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность
работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко
реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при
переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению
некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и
понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия
являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений.
3. Более
низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в
продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
4. Малые
предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей
преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения
пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного
рынка.
5. Более
высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые
предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства,
небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую
технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания
машинного и ручного труда.
7. Работники
малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха,
а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
8. Малое
предпринимательство дает средства к существованию большему количеству людей,
чем крупное. Оно обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства
населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы.
9. Частный
предприниматель - сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий.
10. Острая
ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с
другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества.
Однако,
анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих
развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой
проблеме государства :
1. Сложная
экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных
связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок,
слабая правовая защищенность предпринимателей.
2. Низкий
уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей,
отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе,
так и в государственном секторе.
3.
Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство
напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
4.
Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития
предпринимательства на региональном уровне.
5. Слабость
действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства (в 2009
году на поддержку малого и среднего предпринимательства через систему
государственных банков было направлено порядка 100 млрд. руб.) .
6. Малые
предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой
степенью неустойчивости на рынке.
7. Малые
предприятия зависимы от крупных компаний.
8.
Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
9. Малое
предпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительных
финансовых средств и получении кредитов.
Таблица. Анализ малого бизнеса как модели экономической
самодеятельности
Сильные
стороны малого бизнеса
|
Слабые
стороны малого бизнеса
|
Возможности
малого бизнеса
|
Угрозы
существованию малого бизнеса
|
1.
Небольшой стартовый капитал
|
Ограниченный
(локально) рынок
|
Рост до
уровня «большого» бизнеса
|
Быстрота
полного разорения
|
2. Высокая
эффективность
|
Ограниченные
перспективы роста
|
Сбалансированное
развитие
|
Быстрое
достижение «потолка» роста
|
3.
Гибкость
|
Высокая
зависимость от превратностей конъюнктуры
|
Прочная
ниша на «своем» рынке
|
Легкость
проникновения конкурента в эту нишу
|
4.Самостоятельность
|
Отсутствие
влиятельной поддержки
|
Творческая
самореализация
|
Уязвимость
к попыткам силового давления «сильных мира сего»
|
Из табл. видно,
что жизнь малого предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное
количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса
высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное
справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.
Однако
именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике,
и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и
средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные,
в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).
Далее, малый
бизнес является единственным сектором, где частная собственность существует в
чистом виде. Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или
оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма
регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав
собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного
ущемления интересов любых категорий и групп собственников). Кроме того, рядовой
гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с
нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому
бизнесу. Ведь у многих в малом бизнесе работает близкий родственник, или друг,
или бывший сослуживец. В силу этого именно малое предпринимательство становится
школой рыночной экономики для большинства россиян. Случайно ли, что в нашей
стране, где прослойка малого бизнеса за десять лет реформ так и не стала
достаточно прочной и широкой, медленно приживаются уважение к чужой
собственности, законопослушность, не складываются гражданское общество с его
институтами, медленно формируется средний класс как оплот социальной
стабильности?
|