|
Пятница, 22.11.2024, 13:52 Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича |
Каталог статей
Философия в Новое время
6. Философия Нового времени (XVI—XVIII вв.)
|
♦ Эмпиризм
|
XVI в н. э. - XVII вв.
|
Фрэнсис Бэкон, Дж. Беркли и Д. Юм
|
Философия, по мнению Бэкона, это прежде всего методология наук. Для Бэкона образцовой наукой было естествознание. Сделать философию научной означало для него построить ее по образцу экспериментального естествознания
|
♦ Рационализм
|
XVI в н. э. - XVIII вв.
|
Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц
|
Рационалисты считали разум единственным источником наших знаний, ибо чувства наши бедны и несовершенны, чувствам не дана сущность вещей, им нельзя постичь прошлое и будущее.
Декарт попытался сделать философию не просто наукой, а строгой наукой. По его замыслу философию должна была бы стать «универсальной математикой», которая из небольшого интуитивно-очевидного числа аксиом могла бы выводить все свои многообразные следствия.
|
♦ Сенсуализм
|
XVII в н. э. - XVII вв.
|
Джон Локк, Гассенди, Гоббс
|
Сенсуалисты считали чувственный опыт единственным и достоверным источником наших знаний. Чувства дают нам самую субъективную и надежную информацию о мире, чувства никогда не обманывают нас, а там, где мы начинаем размышлять, кроется возможность ошибки.
|
♦ Просвещение
|
XVIII в н. э.
|
|
|
а) русское
|
XVIII в н. э.
|
Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев, Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов
|
В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его учёной дружины. В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм. Постепенное освобождение из-под влияния церкви, становление нового миросозерцания, обмирщение литературы, обратившейся теперь к земным делам и радостям человека, настоятельно требовали дальнейшего обмирщения и совершенствования языка.
|
б) французское
|
XVIII в н. э.
|
Ш.Л.Монтескье,
Вольтер, Дидро, Ж. Д"Аламбер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо, Мабли, Морелли
|
Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.
|
в) американское
|
XVIII в н. э.
|
Т.Пейн, Т.Джефферсон и Б.Франклин
|
Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость, завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн, Т.Джефферсон и Б.Франклин. Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.
|
♦ Реформация
|
XV – XVI вв н. э.
|
Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер
|
31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии М. Лютером были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов;
•церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
• необходимо запретить индульгенции.
Жан Кальвин продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер. Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
• необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;
• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;
• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;
• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);
• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
|
Ближневосточная философия Средних веков и Нового времени (IV
XVIII вв.)
|
Ближневосточная философия Средних веков и Нового времени
|
IV—XIII вв.
|
Авиценна (Ибн Сина), Аверроэс (ибн Рушид), Маймонид (Моисей бен-Маймун)
|
В этот период на Ближнем Востоке, в частности в Средней Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала определяющее влияние идей Аристотеля, проникших в этот период в регион. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их интересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, возможностей и границ познания.
В своих философских воззрениях Авиценна развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма. Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное - она есть духовная форма тела (в аристотелевском смысле).
Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, "совечный миру", превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Признавая бытие Бога, он считал, что Бог не предшествует бытию материи (она "совечна" ему) и что функция Божества - превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные. Движение столь же вечно, как и материя. Движение - возникновение, изменение и разрушение - содержится как возможность в самой материи.
Маймонид стремился рационализировать иудейскую теологию на основе учения "царя философов" Аристотеля, что, по его мнению, дает единственно правильное руководство для "заблудших и колеблющихся". По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что все может быть им доказано. Текст Священного Писания нельзя толковать буквально, нужно "одухотворенное" объяснение "буквы закона". Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (11.10.2015)
|
Просмотров: 1105
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|