Философия Средневековья.
Средневековье – достаточно длительный период с IV по XIV вв. н.э. Начало Средневековья в Европе связывают с признанием христианства в качестве официальной религии римской империи при императоре Константине. Весь период Средневековья принято делить на 2 больших этапа. 1. ПАТРИСТИКА – («патер» - ‘отец’) – период, связанный с деятельностью отцов церкви, т.е. мыслителей, которые сформулировали основы христианского мировоззрения и дали им обоснование. Период приходится на IV – VIII вв. н.э. 2. СХОЛАСТИКА – («схолэ» - "школа") – с VIII по XIV вв. н.э.
Принятие христианства в Европе было связано с деятельностью апологертов («апология» - ‘защита’). Поскольку этап эллинизма характеризовался острой борьбой различных мировоззрений, и новое учение нуждалось в защите от критики со стороны других учений, прежде всего, греческой языческой философии. Греческая философия рационалистична (обращается к разуму), критиковала веру. Христианство обращается к вере. Христианство было вынуждено освоить способы рационального обоснования своих основных положений.
Средневековая философия представляет собой синтез христианского вероучения и греческого рационализма. Средневековый этап патристики характеризуется появлением различий между западным и восточным христианством, хотя христианский мир сохранял еще свое единство.
Патристика делится на западную (латинскую) и восточную (греческую). Наиболее известный представитель латинской патристики Августин Блаженный (сообразно тому, что однажды на него снизошла Божья благодать). Основная заслуга Августина заключается в том, что он сформулировал и обосновал христианский теоцентризм. Согласно теоцентризму, бог является истинно сущим и причиной всего существующего Þ Бог является предметом и целью познания. Бог – это благо и причина всякого блага. Поэтому он является целью и смыслом человеческой жизни. Основные сочинения Августина – это работы «Исповедь», «О граде божием», «О троице».
«Исповедь» Августина описывает путь духовных исканий и становление человеческой личности, формирование самосознания. Работа «О граде божием» также имеет огромное значение, т.к. Августин дает обоснование линейной модели исторического процесса в соответствии с христианской эсхатологией (учение о конечных судьбах мира, о конце света).
Во всех древних культурах время измерялось в периодах (хронология носила циклический характер). Было представлено, что время имеет начало и конец. Современная хронология отсчитывает время от Рождества Христова. Христианство делит всю человеческую историю на: до первого пришествия Христа, после первого и до второго пришествия Христа, Страшного суда.
Согласно Августину,
- Град Земной (на чувстве эгоизма)
- Рождение Христа (жизнь в соответствии с христианскими заповедями) – период духовного роста.
В работе «О троице» дается обоснование основного христианского догмата о триединстве (трех ликах) Бога. Троица – не что иное, как христианская онтология: Бог- Отец, Бог-Сын, Бог- Дух Святой.
В период патристики это единство пытались обосновать самым разным способом. Устанавливалась иерархия: Отец – Святой Дух – Сын. Учение не было принято каноническим.
Бог – Отец = это идеальное духовное начало мира.
Бог – Сын = это материализация Бога в человеке, материальное духовное начало.
Бог – Святой Дух= это отношения между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Третье начало не имеет самостоятельного статуса. БО - БС В восточном христианстве эта схема выглядит иначе (православие). Развитие русской философии было прервано революцией.
Учения Августина сохраняли свое значение вплоть до появления учения Фомы Аквинского, выдающегося представителя схоластики. Имя Фомы Аквинского связано с рационалистическими доказательствами существования Бога. За заслуги перед церковью Фома Аквинский был причислен к лику святых. Учение Аквинского – томизм (лат Фома – "Томас").
Схоластика: Фома Аквинский при обосновании существования Бога опирался на учения Аристотеля. Если патристика ориентировалась на учения Платона, то схоластика – на учения Аристотеля, которые находились под запретом. Первая ученая степень – бакалавр («холостяк»). Центры образования – монастыри. Монастырский уклад жизни запрещает создание семьи.
Схоластика связана с появлением первых университетов и первых учебников (сумм). Одно из выдающихся сочинений Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Схоластика становится символом бесплодного умствования поскольку схоластическое знание не позволяет получить какой-либо новой истины.
Это превращение связано с именем Бозирея (переводчика трудов Аристотеля по логике). Он пытался приспособить Аристотелевскую логику для обоснования христианских положений. Это приводило к тому, что споры о каких-либо теоретических положениях проходили несколько дней и не давали нового знания.
Вопрос о соотношении знания и веры, которые первоначально противопоставлялись друг другу, становится более актуальным. Этой позиции придерживается Тертуллиан. Ему приписывают высказывание (хотя он этого никогда не говорил): «Верую, ибо абсурдно, нелепо…» Он сводил многие христианские положения к абсурду. Большинство средневековых мыслителей полагали, что знание и вера взаимно дополняют друг друга, но существуют определенные различия.
Фома Аквинский утверждал: «Вера необходима для того, чтобы познать мир» = «Верую, чтобы познать…» или «Познание необходимо для укрепления веры» = «Познаю, чтобы верить…»
Установка Фомы Аквинского на познание и веру через познание к вере привело впоследствии к появлению такого феномена как европейская наука.
Чисто философским спором периода Средневековья можно считать спор об универсале и общих понятиях. Суть спора заключается в решении вопроса о том, что обладает подлинным существованием: отдельные единичные вещи или общие понятия, их обозначающие? Что было сначала идея или вещь? Что чему предшествовало?
В решение проблемы сложилось 2 крайние точки зрения – реализм и номинализм («номо» - ‘имя’). Согласно реализму, подлинно существуют общие понятия. С точки зрения номинализма - единичные вещи, а общие понятия – это всего лишь их обозначения. Это создает основу для философского спора. Ни одна из этих точек зрения не может быть рационально обоснована.
В этой связи неправомерно считать основным вопросом философии: «Что первично? Что вторично?» (формулировка Энгельса)
Существовала и промежуточная точка зрения – концептуализм (concept – смысл, выраженный в определенной идее). Известный представитель – Пьер Абеля («История моих бедствий»).
Основными принципами средневековой философии и средневекового мировоззрения является принцип творения или креационизма, принцип откровения и принцип провиденциализма.
|