Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Этапы развития исторического знания

Этапы развития исторического знания

 

ПЛАН

1. У истоков исторической науки.

2. Историческая наука античного мира.

3. Историческая паука в Средние века и Новое время.

4. Историческая наука в XX веке.

 

 

1. У истоков исторической науки. В условиях перехода от дописьменного общества к письмен-ному особенно велика была роль устной исторической тради-ции, воплощавшейся в различных жанрах устной словесности (героический эпос, предания, легенды и др.) и являвшейся необ-ходимым и часто единственным источником сведений о про-шлом. События, описанные в таких произведениях, зачастую дополнялись мифологическими сюжетами и долгое время рас-сматривались лишь как вымысел. Наиболее яркий пример - поэмы Гомера «Илиада» и «Одис-сея». Правдивость описанных в произведениях событий была признана историками лишь после проведения археологических раскопок в ХIХ-ХХ вв. в Малой Азии. Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

 

2. Историческая наука античного мира. Собственно историческая наука зародилась в античное время. Отсчет ее существования ведется со времен Геродота (V в. до н. э.) и его знаменитого труда «История».

 

 

Геродот дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Монументальный груд Геродота, посвященный истории греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, - первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории антич-ной литературы памятник художественной прозы. Первоначаль-но он носил название «История» (в переводе с древнегреческого  «исследование, изыскание»); в III в. до н. э. александрийские уче-ные разделили его на девять книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз; первая книга получила имя музы истории Клио. Становление античной школы исторической науки связано с именами и других философов древности. Прежде всего это Фукидид (V в. до н. э.), Плутарх (ок. 46 - ок. 120), Тит Ливий (59 до н. э. - 17 н. э.)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

Геродот (V в. до н. э.) По свидетельству Дионисия Галикарнасского, Геродот родился незадолго до похода Ксеркса в Грецию (480 до н. э.) и до-жил до Пелопоннесской войны (431 до н. э.). Его родители были знатными и богатыми горожанами. За участие в борьбе против галикарнасского тирана Лигдамида Геродот был вынужден по-кинуть родину и поселился на острове Самос. Традиция приписывает Геродоту длительный путешествия но странам Востока: в 455-444 г. он посетил Финикию, Сирию, Египет, Вавилон, Македонию, греческую колонию Ольвию в Северном Причерноморье, побывал в Дельфах.

 

Он описывает как очевидец особенности более сурового, чем в Греции, климата Скифии, ему известны планировка Вавилона и то, каким способом возведены его стены; Геродот приводит данные о расстояниях между египетскими городами в долине Нила и подробно рассказывает о поразивших его обычаях египтян. С середины 440-х годов судьба Геродота оказывается тесно связанной с Афинами и кругом Перикла. Известно, что в Афинах Геродот выступал с публичными чтениями отдельных книг «Истории» и был удостоен за это награды от афинян. Скрытую полемику с Геродотом можно найти у его младшего современника Фукидида, подчеркивающего, что его собственный труд

чужд басен, не столь приятен для слуха и создан не для того, чтобы звучать в скоротечном состязании (Фукидид, «История», I, 22). Главная идея, которую он прослеживает в этом сочинении, заключается в противопоставлении азиатской деспотии и древнегреческой демократии. Центральной темой «Истории» стали греко-персидские войны, но в ходе изложения событий историк вводил подробные географические и этнографические очерки, так называемые логосы. При описании греко-персидских войн Геродот использует воспоминания очевидцев, материалы надписей, записи оракулов; он посещает места сражений, чтобы точнее реконструировать ход битв. Цель ученого состояла не только в том, чтобы воспеть под-виги греков в борьбе за свободу, но и вскрыть причины и последствия их побед. Геродот верил в активное вмешательство богов в ход исторических событий, но вместе с тем признавал, что успехи политических деятелей зависят от их личных качеств. При написании своего труда Геродот пользовался как личными наблюдениями и рассказами других лиц, так и пись менными источниками.

 

Его описания отличаются достоверно-стью и во многих случаях подтверждаются современными археологическими изысканиями. Фукидид (ок. 454 - ок. 396/399 до н. э.) Некоторые факты биографии писателя можно реконструировать исходя из текста «Истории»; он учился в Афинах у оратора Антифонта и был близок к кругу софиста Протагора, в первые годы Пелопоннесской войны находился в Афинах, был свидете-лем борьбы политических партий и мнений, слушал речи Перикла, сторонником которого являлся. Вместе с афинянами пе-режил тяжелейшую эпидемию чумы, во время которой скончал-ся Перикл. Событиям начала войны Фукидид посвятил 1 и 2-ю книги «Истории». В 424 г. до н. э. Фукидид был избран стратегом и командо-вал афинской эскадрой у берегов Фракии. В период действий при Амфиполе Фукидид допустил непростительное промедле-ние, из-за которого спартанскому полководцу Брасиду удалось захватить город. О своей неудаче писатель кратко сообщает в 4-й книге «Истории», ничем не стараясь оправдать себя. В Афинах Фукидид был осужден как изменник и приговорен к пожизненному изгнанию (423 до н. э.). Он поселился во Фракии в своем поместье и как сторонний наблюдатель внимательно следил за событиями Пелопоннесской войны, стремясь беспристрастно излагать ход военных действий. Изложение событий Фукидид не довел до конца войны: история обрывается на рассказе о военной кампании осенью 411 до н. э. и восстановлении демократии в Афинах. Фукидиду было разрешено вернуться из изгнания только ок. 400 до н. э., когда его город, потерпевший поражение в войне, лишился былого могущества. Во введении к своему труду Фукидид указывает, что при-ступил к рассказу о Пелопоннесской войне сразу же после нача-ла военных действий, полагая, что эта война станет самым зна-чительным событием всей греческой истории. Ход войны Фукидид прослеживает в строго хронологическом порядке

 

по летним и зимним военным кампаниям, проявляя высокий профессионализм как в описании военных действий, так и в анализе факторов, приведших к той или иной победе или поражению.

Повествование основано на детальном изучении текстов договоров, декретов, надписей, точность передачи которых подтверждена последующими эпиграфическими находками; в ряд книг историк включил речи полководцев и государственных деятелей, построенные с соблюдением всех правил ораторского искусства. Фукидид восстанавливает события прошедших эпох по со-хранившимся старинным обычаям и древним памятникам, пред-восхищая возникновение метода исторической реконструкции. Плутарх (ок. 46 - ок. 120) Античная традиция не сохранила биографии Плутарха, но ее

с достаточной полнотой можно реконструировать по его собст-венным сочинениям. Плутарх родился в 40-е годы I века в Беотии в небольшом городке Херонея. С юношеских лет принимал участие в его управлении, занимая различные магистратуры, в том числе видную должность архонта-эпонима. Плутарх неоднократно направлялся с политическими пору-чениями в Рим, где завязал дружеские отношения со многими государственными деятелями, среди которых был друг импера-тора Траяна консул Квинт Сосий Сенекион; ему Плутарх посвя-тил «Сравнительные жизнеописания» и «Застольные беседы». Близость к влиятельным кругам империи и растущая литератур-ная известность принесли Плутарху новые почетные должности: при Траяне (98-117) он стал проконсулом, при Адриане (117-138) - прокуратором провинции Ахайя. Общественная деятельность Плутарха снискала ему большое уважение в Греции, Около 95 года сограждане избрали его членом коллегии жрецов святилища Аполлона Дельфийского. 

 

 

В его честь в Дельфах была воздвигнута статуя, от которой при раскопках в 1877 был найден постамент со стихотворным посвящением.

Главным трудом Плутарха, ставшим одним из самых знамнитых произведений античной литературы, явились его биографические сочинения. «Сравнительные жизнеописания» вобрали в себя громадный исторический материал, включающий сведения из не сохранившихся до наших дней произведений античных историков, личные впечатления автора от памятников старины, цитаты из произведений Гомера, эпиграммы и эпитафии. Плутарха принято упрекать в некритическом отношении к используемым источникам, но надо учитывать, что главным для него было не само историческое событие, а след, оставленный им в истории. Он не стремился воссоздать историю во всей ее реальной полноте, но находил в ней выдающиеся примеры мудрости, героизма, самопожертвования во имя родины, призванные пора-зить воображение его современников. Во вступлении к биогра-фии Александра Македонского Плутарх формулирует принцип, положенный им в основу отбора фактов: «Мы пишем не историю, а жизнеописания, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов».

Герои Плутарха становились олицетворением исторических эпох: древнейшие времена связывались с деятельностью мудрых законодателей Солона, Ликурга и Нумы, а конец Римской республики представлялся величественной драмой, движимой столкновениями характеров Цезаря, Помпея, Красса, Антония, Брута. Тит Ливий (59 до н. э. - 17 н. э.) Происходил из состоятельной семьи из Патавии (современная Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, исто

 

рии и риторики. Близкие отношения связывали его с Авестой. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Ливий  был автором несохранившихся диалогов историко -философского содержания и тоже несохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов  Демосфена, а из римских Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: «История Рима от основания города» в 142 книгах. 'Это произведение охватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э. Можно предположить, что Ливий не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг, Достоверность фактов, изложенных Ливнем, варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, Ливий воспринимал свой труд, прежде всего, как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия Древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Ливия к идеализации римского прошлого.

 

 

            Главным героем его произведения стал римский народ. Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями Ливий описал с точки зрения аристократа. Он воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов,

особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения.

Исповедуя взгляды стоиков, Ливий верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще - через их речи. Эти речи Ливий отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой.В сохранившихся книгах мы находим около 400 речей. Талант рассказчика Ливия и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами.

            Стиль Ливия является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и так называемой латынью серебряного века империи. Ливий быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтилиан и Тацит.

                                                                         Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003г.

 

1. Историческая наука в Средние века и Новое время.

В средневековый период на становление исторической науки огромное влияние оказывала религия. Именно в церквях создавались первые исторические хроники и летописи. Хроники -

наиболее распространенный тип произведений средневековой европейской историографии. Они не имели принципиальных отличий от других типов исторических сочинений. Поэтому в

современной исторической литературе название «хроники» нередко употребляется в расширительном смысле - применительно ко всем без исключения произведениям средневековой историографии.

Собственно хрониками назывались обычно исторические сочинения, которые, в отличие от анналов, содержали более подробное и связное изложение событий, но уступали историям

в степени авторской систематизации и осмысления материала. В их основе лежала теологическая концепция истории, выдвинутая в начале V в. Августином и истолкованная в XIII в. Фомой Аквинским в чисто феодальном духе. В средневековых хрониках

отсутствовало развитое понятие причинно-следственных отношений. Политические события рассматривались как проявление извечной борьбы бога и дьявола, неба и ада, добра и зла. Хроники писались, как правило, на латинском языке (исключение составляет «Англо-саксонская хроника», написанная на англо-саксонском языке). По мере образования национальных государств стали возникать, получая все большее распространение, национальные хроники, посвященные истории одной страны и написанные на национальных языках. С XIII в. создаются (на латинском языке) значительные своды хроники, отразившие начальный этап становления национальных государств. С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологи-

ческий кризис средневековой исторической науки.

Историки-гуманисты отвергли теологическую трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи исторических сочинений установление естественных причин исторических событий. Во многом это связано с повышением общественного инте-

реса к истории, вызванным распространением идей Возрождения и Реформации, а сами хроники в той или иной форме отразили влияние этих идей. Складываются определенные критерии научности исторических знаний. Теперь главным стало не личное мнение историка

о событии, а подтверждение этих суждений документами и мнениями других ученых.

Исключительное значение для исторической науки имело изобретение (середина XV в.) и распространение книгопечатания. Историки-гуманисты, опираясь на успехи филологии, по-

ложили начало систематической критике исторических источников. Они заложили основы новой периодизации истории (деление ее на древнюю, среднюю, новую).

Гуманистическая историческая наука подорвала монополию феодальной в Западной Европе. Гуманисты обратили большое внимание на собирание, систематизацию и публикацию исторических источников.

В XVII в. голландские и английские буржуазные мыслители (Г. Гроций, Т. Гоббс) предприняли первые попытки создать теории общественного развития на принципах естественного права и других рационалистических учений; итальянский мысли-

тель Дж. Вико возродил и развил идею круговорота в истории. В русской исторической науке этого времени господствующим было дворянско-монархическое направление (крупнейшие

представители XIX в. - Н.М. Карамзин, М.П. Погодин). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития. Признание закономерности исторического развития, стремление установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривать историю как процесс развития в первую очередь политических и юридических институтов стали характерными для под-

хода к освещению истории многих крупных историков XIX в. С этих позиций подошел, в частности, к рассмотрению русской истории С.М. Соловьев.

- Как господствующее положение церкви отразилось на содержании научных знаний в Средние века?

- Почему в Новое время возрос интерес к прошлому?

2. Историческая наука в XX веке.

XX век был насыщен сложными и противоречивыми событиями. Революции, войны, национально-освободительные движения не могли не повлиять на развитие исторической науки. Стали изучаться страны и народы, ранее находившиеся на периферии историческою знания. После освобождения стран Востока от колониального господства в исторической науке этих стран усиливается стремление переосмыслить концепции колониальной эпохи, заново оценить события отечественной истории. Все отчетливее прослеживается связь между антиколониалистской идеологией и интересом к отечественной  истории. Для исторической науки современных государств Африки характерно стремление доказать существование у народов этих стран собственной самобытной культуры задолго до появления в Африке европейцев, очистить историю африканских народов от фальсификации ее в трудах некоторых европейских буржуазных историков-расистов. Особое место в национальной исторической школе занимают: история освободительного движения в Новое и Новейшее время, история национально-освободительных революций, борьба против империализма на современном этапе. Большое влияние на формирование и развитие национальной историографии оказывают груды видных деятелей национально-освободительного движения: Дж. Неру (Индия), Кемаля Ататюрка (Турция). Секу Туре (Гвинея), Дж. Кениаты (Кения) и др. Главной особенностью этого периода является многообразие подходов к изучению истории. Развитие общественных наук привело к их разделению на историю, экономику, социологию, политологию, культурологию и т. д. Эти науки стали заниматься изучением определенных сфер общественной жизни. Различные аспекты историографическою исследования тесно связаны между собой. Лишь комплексное изучение исторического материала позволяет научно воспроизвести как основные линии истории исторической науки в целом, так и отдельные существенные явления этой истории, дает возможность использовать опыт исторического познания для разработки проблем, актуальных с точки зрения и {учения истории в наши дни.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (20.09.2015)
Просмотров: 6188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0