А1 Что из
перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?
А) нефть Б) природный газ В) уголь Г) бензин
А2 Место, где
покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами, в экономике называется
…
А) базар
Б) ярмарка В) рынок Г) магазин
А3 Какие знания люди
называют «ноу-хау»?
А) знания о производстве предмета Б) знания о природе
В) научные знания о мире Г) информацию о последних событиях
А4. Все, на
что направлена трудовая деятельность человека, -
А) предмет труда В) орудия труда
Б) средства труда Г) техника
А5. Какую главную
проблему позволяет решать экономика?
А) наличие дешевой рабочей силы Б) ограниченности ресурсов
В) социальных
последствий НТР Г) загрязнения окружающей среды
А6. Если большинство
населения занято в с/х и ведёт его «дедовскими способами», то это, скорее
всего:
А) традиционная система Б) рыночная система В) плановая
система Г) смешанная система
А7. Верны ли следующие об экономических системах?
А. В рыночной экономической системе
преобладает централизованное
распределение ресурсов.
Б. В командной (плановой) экономике
необходимый минимум
жизненных благ гарантирован государством.
1) верно только А
|
3) верны оба суждения
|
2) верно только Б
|
4) оба суждения неверны
|
А8. Верны ли
следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена,
распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы
общества.
1) верно только А
|
3) верны оба суждения
|
2) верно только Б
|
4) оба суждения неверны
|
А9. Что свойственно командной экономической системе?
1)
многообразие форм собственности 2)свобода предпринимательской деятельности
3)
преобладание сельского хозяйства 4)централизованное ценообразование
A10. Правительство ввело запрет на импорт
замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует
данный факт?
1) политической и экономической 2) экономической и
социальной
3) социальной и духовной 4) духовной и политической
А11. Существуют
различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует
экономику в значении «хозяйство»?
1) законы функционирования рынка
информационных услуг
2) оказание населению услуг в центре
бытового обслуживания
3) расчет изменения спроса на моющие
средства
4) прогноз развития добывающей отрасли
А.
Право собственности может возникнуть в результате находки бесхозной вещи
Б.
Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой
неизвестен
1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба
суждения4) оба суждения неверны
Часть В
В1. В приведенном списке указаны черты
сходства рыночной
экономической системы с командной, а также черты отличия рыночной
экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера
черт сходства, а во вторую колонку —
порядковые номера черт отличия.
- Разрешение проблемы ограниченности ресурсов.
- Обеспечение свободной конкуренции
товаропроизводителей.
- Реализация принципа специализации отраслей хозяйства и
предприятий.
- Директивное планирование выпуска товаров.
В2. Прочитайте приведённый текст,
каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Мария окончила институт и
работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной
литературы, освоение новых компьютерных
программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься
самообразованием, чтобы быть
конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Определите, какие положения
текста
- отражают факты
- выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие
характер соответствующих положений.
В3.
1) Владение
|
А) извлечение полезных
свойств вещи.
|
2) Пользование
|
Б) право собственника
передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства
в его действия
|
3) Распоряжение
|
В) физическое обладание
вещью, полный контроль
|
4) Траст
|
Г) определение «судьбы»
вещи, (продажа, дарение, передача по наследству и т.д.)
|
Часть С.
Пока в
качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары,
как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения
денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые
проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18–19
вв. на смену полноценным деньгам
пришли бумажные деньги, не имеющие
собственной стоимости, инфляция стала
наблюдаться гораздо чаще. В периоды
политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из
финансовых трудностей, вбрасывая в
оборот новые бумажные деньги, не
обеспеченные товарами.
Обесценение
денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат
(инфляция издержек). Инфляция спроса
возникает, когда рост платежеспособного
спроса обгоняет рост предложения товаров,
если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой
раздачи социальных пособий, в процессе
разбухания военных расходов. Во 2-й
половине 20 в. в
развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе
с безработицей. Если ответственность за раздувание
инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в
самом производстве. Производственные
затраты могут возрасти, например, в результате
увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г.,
когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли
цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все
товары.
Когда инфляция
наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего
инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены
за свой товар, банки повышают процент
для заемщиков, а рабочие «сегодня»
требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен –
инфляционные ожидания – сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы
и перестают действовать.
(По материалам
энциклопедии «Кругосвет»)
C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Дайте
определение понятию «инфляция»
C3 Какие конкретные причины инфляции приводятся
в тексте? Укажите четыре причины.
|