Экономические реформы 2000 - 2004 г.
В новом правительстве В.В. Путина министром экономического развития стал Г.О. Греф. Группа санкт-петербургских экономистов под руководством Грефа выработала программу экономических реформ, которая включала новый подход к формированию бюджета, налоговую и банковскую реформы.
Финансовый кризис 1998 г. привёл к сокращению непроцентных обязательств государства за счёт существенного снижения реальной заработной платы в бюджетном секторе. Дала определённый эффект и реализация Программы экономии государственных расходов. Однако непроцентные правительственные обязательства составляли к 2000 году более 55% ВВП, выплаты по долгам отнимали до 50% бюджетных доходов.
Был принят новый Бюджетный кодекс. Для упорядочивания расходования бюджетных средств была создана казначейская система. Она позволила упорядочить расходование средств в соответствии с принятыми законами, в частности, путем установления внутригодовых постатейных лимитов расходов. Был усилен текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. С 1999 г. реализуется Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, который позволяет сокращать срок прохождения доходов от плательщиков налогов до возможности их использования, оперативно управлять средствами федерального бюджета, ускорять их оборачиваемость, снижать потребность в заемных ресурсах и минимизировать риск потери бюджетных денег.
Новые подходы к бюджетной политике диктовались стремлением установить жесткий бюджетный 'контроль, снизить стоимость функционирования государственной власти, сбалансировать государственные ресурсы и обязательства, полномочия и ответственность на всех уровнях бюджетной системы, целенаправленно управлять государственным долгом и активами.
К концу 1999 - началу 2000 г. ситуацию в экономике удалось стабилизировать. Физический объем ВВП в России по итогам января-сентября 2000 г., по оценке Минэкономразвития РФ, увеличился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. Темпы роста ВВП в течение первых трех кварталов года оставались достаточно высокими - 3% в первом квартале по сравнению с предыдущим периодом (четвертым кварталом 1999 года), 1,2% во втором (по сравнению с первым кварталом 2000 г.) и 1,3% в третьем квартале (по сравнению со вторым) в постоянных ценах с исключением сезонности. Объем промышленной продукции в январе-сентябре вырос на 9,7% к соответствующему периоду 1999 г. Рост инвестиций в основной капитал, по оценке министерства, составил 17,5%. Потребительские цены выросли за 9 месяцев на 14,1%, а цены производителей в промышленности - на 25,4%. При этом реальные денежные доходы населения увеличились на 9,4%.
Следующим шагом преобразований в области экономики стала налоговая реформа.
Первые проекты нового налогового кодекса рассматривались в Государственной Думе еще в 1997 г. Изменения, которые предполагалось внести в налоговую систему, должны были снизить налоги по сравнению с 1997 г. на 8,5%. В то же время предусматривалось повышение ответственности за уклонение от налогов и ужесточение мер по собираемости налогов. Отменялся ряд налоговых льгот. В то же время, вместо более чем 100 налогов, собиравшихся в 1997 г., вводилось около 30 видов налогов и сборов. Установлена единая ставка подоходного налога - 13%.
Новый подоходный налог должен способствовать возврату в легальную сферу капиталов, уходивших в «Теневую экономику» или вывозившихся за рубеж. Общей . целью налоговой реформы было построение единой налоговой системы, обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов, обеспечение сбалансированности общегосударственных и частных интересов, содействующее развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности .
В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс.
Одновременно с налоговой проводится и таможенная реформа.
С 1 января 2001 г. в России будут действовать вместо нынешних семи ставок импортных тарифов только четыре: 5, 10, 15 и 20%. Кроме того, сократится перечень товаров, облагаемых по самым низким (о и 5%) и самым высоким (25 и 30%) ставкам ввозной пошлины, а всего изменение тарифов затронет свыше 3,5 тысячи товарных позиций.
Основная работа по корректировке пер во начального варианта изменения тарифов касалась определения оптимальных ставок пошлины на ря.:х конкретных товаров. В результате авторы реформы отказались от намерения снизить пошлину на импорт автомобилей с 30 до 20%. Тариф уменьшится только до 25%.
Пошлина в размере 5% сохранится на трубы для магистральных нефте- и газопроводов, которую в первом начальном проекте предполагалось поднять до 10%. 5-процентная пошлина сохранится и на сырьевой мех. Ставка в 30% будет установлена на импорт сахара и сигарет.
Следующим шагом экономических преобразований стала банковская реформа.
21 июня 2001 г. в докладе на 12-ом съезде РСПП А. Вольский заявил о необходимости резкого сокращения количества банков в России и принятии закона о Сбербанке. Была создана рабочая группа по банковской реформе, руководителем которой стал председатель совета директоров МДМ-банка А. Мамут. Помимо него в состав рабочей группы вошли председатель совета директоров Альфа-банка М. Фридман и глава наблюдательного совета Промстройбанка Санкт-Петербурга В. Коган. Иногда утверждалось, что реального участия Коган и Фридман в работе банковской группы не принимали, зато в ней поработал глава Импэксбанка О. Киселев. Однако основные предложения были подготовлены А. Мамутом. Рабочая группа разработала принципы банковской реформы, которые позже получили название «план Мамута».
16 июля предложения группы Мамута от РСПП были вынесены на обсуждение Совета по предпринимательству. «План Мамута» получил принципиальное одобрение премьера М. Касьянова.
В Совете по предпринимательству была создана своя рабочая группа по банковской реформе, которая включала представителей ЦБ (Т. Парамонова и В. Горюнов), Минфина (С. Игнатьев), ГД (А. Шохин), АРБ (Г. Тосунян) И РСПП (А. Мамут и И. Юргенс). Рабочей группе Совета по предпринимательству была поставлена задача: сформировать точку зрения правительства по концепции банковской реформы.
Реформа банковской системы по проекту РСПП должна обеспечить максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в т.ч. посредством покупки банков в регионах. Число банков с «федеральной лицензией» может не превысить 30-40, а количество мелких и средних банков, которые получат «региональную лицензию», может уменьшиться в два раза (на конец 2000 в России работало 1311 банков).
Центральный банк страны в 2000 г. фактически проводил политику валютного управления, суть которой заключалась в том, что банк не выпускал в обращение деньги, не обеспеченные валютными резервами. В результате проведения такого курса инфляция в стране существенно снизилась. Путин позволил либералам продолжить экономические реформы, но ограничил их возможность влиять на решение политических вопросов.
Наибольшие дискуссии в Государственной думе вызвал проект Земельного кодекса. Новый Земельный кодекс должен зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан. Основные возражения вызывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001 г. Земельный кодекс был принят в редакции, предложенной Президентом.
В нем предусматривается введение частной собственности на землю, исключая земли сельскохозяйственного назначения.
По оценкам экономистов, в настоящее время в стране продолжается экономический рост, хотя и не столь быстрый, как ожидалось. Благоприятная конъюнктура цен на нефть на мировом рынке создала бюджетный профицит. Что касается специализации страны, то это, прежде всего топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.
25 октября 2001 г. Путин подписал Земельный кодекс. Началась аграрная реформа. Впервые чётко прописывались формы частной собственности на землю. Например, расцвет коттеджного строительства последних лет – результат введегния сельхозземель в коммерческий оборот. Отдельными решениями промышленникам позволили выкупать землю под предприятиями по сниженным ценам, а дачнтикам – оформлять в собственность участки по упрощённой процедуре.
С 1999 г. в стране начался так называемый восстановительный рост экономики, который проходил в основном за счёт накопленного в прежние годы богатства. В 2000 г. ВВП России вырос на 9%, промышленное производство на 11%. Однако после резкого начального рывка темпы роста экономики в 2000 – 2002 гг. постепенно начинают снижаться. Уже в 2002 г. становится очевидным, что ресурсы восстановительного роста в России заканчиваются.
На июньской (2003 г.) широкомасштабной конференции с представителями средств массовой информации (предыдущие состоялись 18 июня : 24 июня 2002 г.) была дана оценка состоянию социально-экономической и политической ситуации в России. В частности, прозвучали серьезные упрёки в адрес Правительства: неустойчивость экономического роста, падение темпов, опасная зависимость экономики от мировых цен на нефть, засилье и некомпетентность бюрократии.
На ближайшие годы (вплоть до 2010 г.) Президент Путин выделил три основные цели:
– преодоление бедности;
– увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) в два раза;
– перевод армии на профессиональную основу (к 2008 г. срок службы призывников должен сократиться до одного года).
В качестве достижимой цели Президент назвал полную конвертацию рубля. Президент говорил о необходимости «крупных национальных проектов», способных обеспечить экономический прорыв, и критиковал правительство за «боязнь делать ответственный выбор». Необходимостью названа административная реформа, которая должна наконец покончить с засильем чиновников и с «неэффективностью государства».
25 октября 2003 г. арестован глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Ещё раньше за решётку попал его партнёр Платон Лебедев. В мае 2005 г. они осуждены на 8 лет за мошенничество, присвоение чужого имущества, неуплату налогов и пр. 2005 – 2008 гг. стали возвратом под контроль государства частных компаний. Так продолжилось поглощение госкорпорациями «Газпромом» и «Роснефтью» активов принадлежавших компании ЮКОС – например, «Юганскнефтегаза». Прямо или косвенно вернулись «Сибнефть», «Объединённые машиностроительные заводы» (ОМЗ) , ВАЗ. Государственные монополии «Газпром» и «Роснефть» поочерёдно скупали нефтяные активы у ТНК и «Итенры». В сентябре 2006 г. второй в мире производитель титана «ВСМПО-Аисма» першёл под контроль государства. Возвращён под контроль государства и международный холдинг «Сахалин-2»: контрольный пакет акций за 7,45 млрд. долл. Выкупил «Газпром».
В 2006 г. Россия полностью рассчиталась с Парижским клубом кредиторов, досрочно погасив огромный долг бывшего СССР. Долгов перед МВФ (Международный валютный фонд), Всемирным банком и Лондонским клубом у России также нет.
Итоги первого президентского срока В.В. Путина: 1) В экономике: В целом период первого президентского срока путина стал для России наиболее успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38%, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы (летом 2005 г. золотовалютный резерв РФ превысил 140 млрд. долл.). Уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003 г. Россия стала третьим по объёмам экспортёром пшеницы после США и ЕС.
|