ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КОСТЮМ
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (2900—2400 гг. до н.э.)
Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать
пирамиды. Столицей Древнего Цар¬ства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хо¬рошие, прочные ткани из
льна и хлопка и шить из них удоб¬ную одежду. Для изготовления одежд египтяне
также исполь¬зовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она
только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древ¬него царства, стоили
дорого. Позднее ткани стали красить в раз¬ные цвета, появилась одежда с
пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым
цветом египтян оставался белый.
Мужской костюм
Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все
— от рабов до вельмож. Разли¬чались они только размерами и качеством ткани.
Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной
ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из
большого куска ткани, сред¬няя часть которого драпировалась впереди в складки,
осталь¬ное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней
части схенти придавали разную форму: трапециевид¬ную, треугольную,
веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи,
тигровые или леопардовые шкуры, кото¬рые накидывали на плечи.
Женский костюм
Женская одежда гораздо больше закрывала те* Египтянки Древнего царства всех
сословий но зирис» — длинную полотняную, тесно прилегаю, рубашку на бретелях,
доходившую до самых стуш ляющую грудь открытой. Были также и закрытые с круглым
вырезом горловины, с короткими и узк] ми или с клиновидным вырезом и длинными
рука] ли египтянки и пестрые рубахи-передники с широ1 лями белого цвета. Одежда
знатных женщин укрг шивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и п Рабыни
ходили практически нагими.
Обувь
Обувь древние египтяне не носили, даже жена ( дила босой. В сандалии обувались
только фараонь знать. Делали их из коры, папируса и волокон пал! они
прикреплялись двумя ремешками. Обувь егип ли. Знатные египтяне, отправляясь по
делам, чаете далии в руках, а надевали их только на месте. К с они прикрепляли
золотые или позолоченные украь подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ;
тать их ногами.
Орнамент с мотивом лотоса
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (2000—1700 гг. до н.э.)
Расцвет Среднего царства пришелся на правле! настии. Столицей в это время стали
Фивы. Египет воевал с соседними племенами, покорил Северную самом конце
Среднего Царства Египет захватило пл сов, которые и стали править страной.
Одежда значительно усложнилась. Появились ] ни и фасоны.
Мужской костюм
Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, и, его форма, все чаще применялась
плиссировка. Для динов передник по-прежнему оставался повседнев дой, а знать
использовала его как обрядовый костю передника иногда надевали полотняный
треугольник воротник с подвесками.
Женский костюм
Калазирис остался прежнего покроя, но у богат] нок он становится более нарядным
и украшается ра отделками, узорами. К началу Нового царства у зна
Костюмы царей
Калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаян¬совых бус, парик,
украшенный цветком лотоса
Схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей — символ плодородия
щин вошли в моду тонкие прозрачные одежды — легкие дра¬пированные покрывала,
которые завязывались узлом под об¬наженной грудью.
Корона суреем
Костюм фараона
Одежду фараона определял ста¬ринный придворный церемониал.
Фараон надевал два схенти. Вто¬рой представлял собой передник из золотой парчи
или позолоченной ко¬жи, который подвязывался широким поясом, расписанным
узорами, с зо¬лотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых
цере¬мониалов фараон надевал еще длин¬ную одежду из дорогой прозрачной ткани.
Знаками царского достоинст¬ва фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и
бича, золотая
Главным символом царской власти был урей — особый знак в виде змеи.
Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство — корону и пояс.
Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых
слу¬чаях фараоны носили его даже на бороде.
Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Го¬ловным убором царской
особы был специальный платок — клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым
образом и за¬кладывалась складками. Платок накладывали на лоб попереч¬ной
стороной, укрепляли лентой, а сверху — металлическим обручем, украшенным уреем.
Сзади клафт собирали, стяги¬вали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань
выреза¬ли полукругами — так, чтобы она ровно лежала по обеим сто¬ронам груди.
Парадным головным убором фараона была корона.
До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое про¬изошло примерно в 3200 г.
до н.э., правители этих стран име¬ли свои короны. В Верхнем Египте она была
высокая, килео-бразная, белого цвета, а в Нижнем Египте — в виде ступки
красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древ¬него царства египетские
фараоны стали носить сдвоенную ко-рону, в которой использовались элементы
оформления этих обеих корон.
Важным элементом костюма был пояс из золотых пласти¬нок с разноцветной эмалью.
К нему спереди прикреплялось особое украшение — золотой треугольник с изображением
восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции,
изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму.
Передник с обеих сторон украшали урей.
Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник,
пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.
Костюм царицы
Одежда царицы также определялась придворным церемо¬ниалом. Она носила длинный
плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом
легкий плащ и драгоценное ожерелье.
Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэто¬му, помимо урея, знаками
ее достоинства были предметы, сим¬волизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и
золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо ко¬роны,
царица носила диадему.
НОВОЕ ЦАРСТВО (1580—1085 гг. до н.э.)
В период Нового царства Египет занимает место в ряд) ровых держав. Культура его
достигает небывалого расцЕ Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое
с жение и в их костюмах.
Одна из самых характерных особенностей египетской о, ды этого времени —
сближение женского и мужского ко ма. В одежде все более заметны сословные
различия.
Мужской костюм
Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала Мужчины начали носить
одежду из пестрых цветных тка Среди богатых люден становятся особенно модными
лег тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпиров плиссировку. В это
время широко распространился новый одежды — «сусх», который состоял из
калазириса и «синдс большого куска прямоугольной ткани. Плиссированный си]
обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязьп спереди.
К переднику постепенно добавлялись другие элеме одежды, прикрывающие верхнюю
часть тела.
Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а повер; го — плиссированный
схенти, или же надевали на ни» схенти из плотной ткани второй, из прозрачной
материи, падающий складками. Пояса украшали драгоценными ка ми и эмалью.
Женский костюм
В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде лазирисы знатных египтянок
шились из дорогих прозра1-плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйча
узором — рядами вышивки, имитирующей оперенье яст (кобчика) — символа Исиды. На
плечи женщины набрас ли небольшие драпированные пелерины или большие по вала,
которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особьп разом. Плиссировку стали
располагать в различных напра ниях, и это создавало совершенно новую ритмичес
структуру одежды.
Женщины низших сословий одевались в льняные хлопчатобумажные калазирисы, у
которых были рукава бретели.
Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, ос ляющую открытым только одно
плечо, и широкий, ниспа, щий плащ, который завязывался спереди. На такой кос
шли прозрачные ткани.
Обувь
Если прежде египтяне ходили преимущественно босым теперь и среди мужчин, и
среди женщин обретают попу ность сандалии, по-разному украшенные.
Египетские башмачники периода Нового царства с пользоваться успехом. В Фивах им
даже выделили для пр браслеты обычно представляли собой массивные кольца ил]
ручи из золота и других металлов. Они могли быть также скими с узором из
цветной эмали.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В у у них были серьги в виде
колец, на голове — золотые демы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повя
сетки.
Египтяне верили, что драгоценные камни и золото о дают таинственной силой и
способны влиять на жизнь ч века.
Особенно высоког о уровня ювелирное искусство дост в эпоху Нового царства.
Украшения стали особенно изыс ными и изящными.
В более древние времена египтяне украшали шею рг цветной тесьмой. Затем стали
носить длинные ожерелья ставленные из цветных стеклянных шариков, металличе!
фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожере, подвешивали амулеты в
богатых оправах. Особенно расп{ раненным украшением были скарабеи из
ляпис-лазури и гих драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ дородия.
На скарабеях вырезались иероглифы, и они стан лись амулетами, которые носили на
шее. Скара' использовали еще в качестве печати.
Традиционным украшением египтян был ускх — ш кое плоское ожерелье-воротник,
изготовленное из множе рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизир
солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными новятся такие ожерелья в
эпоху Нового царства. Их стал лать из золота с украшениями из эмали; из сетки,
по яче! которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие си лическое значение;
из полотна, расшитого золотом. Усю раона состоял из нескольких рядов золотых
пластинок и б; и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к заст крепилась
золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в э Древнего царства египтяне научились
делать крупный i ной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали ка; рисы,
браслеты и др.
Украшения египтяне хранили в ларцах.
Простые люди тоже любили украшения, но у них от ли совсем недорогими — из
керамики и бронзы...и т.д.
http://studentik.net/knigi/istoria_knigi/224-istorija-kostjumov-odezhdy-so-vsego-mira-v.htm
|