Доклад министра народного просвещения И. Делянова «О сокращении гимназического образования» (1887 г.)
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании
при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных
имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора
Святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего
Императорского Величества на внесение в Комитет министров представления о
допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых
сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
Ваше Императорское Величество, всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая
выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, вы
полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и
прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке
среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили
всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с
означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии
действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания
Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за
учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и
прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких
детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное
ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении
им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при
неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся
от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких
лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве
одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к
среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным
облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и
прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть
приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На
приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по
всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные
предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с
представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии
детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная
особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера
о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий,
и
2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой.
На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг
всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего Императорского Величества
соизволение.
Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии, с
преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то
имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе
моем 29 марта Вашего Императорского Величества повеления,
мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников,
количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и
прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или
преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них
отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по
сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о
преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего
невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать
оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или
прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности
продолжать свое образование за неимением соответственного учебного
заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное
положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных
мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и
прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что
дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и
прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в
отдельности.
|