Изучением
чего занимаются следующие исторические
дисциплины: эпиграфика, геральдика,
нумизматика, пиктография, сфрагистика, хронология, метрология, палеография.
Эпиграфика,
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно
древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.).
Возникла
в эпоху Возрождения; методика Э. как науки (о приемах дешифровки, восполнения и
датирования надписей разработана в 18—19 вв. Эпиграфические тексты — важный
источник по политической, социальной и экономической истории; надписи обычно
современны содержащимся в них сведениям.
С конца 2-го тыс. до н. э. появляются финикийские эпиграфические
памятники религиозного, отчасти исторического содержания в Библе, Сидоне,
финикийских колониях в Испании и др.; карфагенские эпиграфические тексты
называют пуническими. К финикийской Э. примыкают (с 9 в. до н. э.) арамейские и
древнееврейские тексты.
Гера́льдика
(лат.
heraldus — глашатай) — гербоведение,
вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на
государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных
символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить
информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По
этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков
и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались
блазонами (от фр. blason — щит). У аланов и тюркских народов фамильные гербы
существовали в виде родовых знаков (тамги).
В России геральдика заимствована с Запада во второй половине XVII
века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672
год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726
году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797
года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20
томов, включает около 5 тысяч гербов). Теория геральдики — свод правил
составления и описания гербов — разрабатывалась с середины XIX века.
Нумизматика
(от лат.
numisma, греч. nómisma — монета), вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного
обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным
штемпелям, документам).
Нумизматика традиционно включается и изучение бумажных денег
(бонистика), медалей, жетонов, плакеток , орденов, значков (фалеристика).
Изучение монеты как средства денежного обращения, государственного документа, произведения
ремесла и искусства и эпиграфического источника ведётся в тесной связи с
исследованиями других исторических источников — письменных и археологических.
До возникновения металлической монеты функции денег выполняли различные товары
— скот, украшения, металлические орудия, слитки металла.
ПИКТОГРА́ФИЯ, (от ·лат. pictus - писанный красками и ·греч.
grapho - пишу) (·этнол., филол.). Древнейшая,
добуквенная система письма, средством которого являются рисунки.
Пиктограмма
(знак в виде рисунка) представляет собой схематическое изображение, призванное
передать определенную информацию. Мы до сих пор пользуемся условными символами,
близкими по типу к древним пиктограммам. Например, изображение черепа со
скрещенными костями предупреждает о смертельной опасности. Схематический
рисунок женщины с ребенком на руках, помещенный над передним сиденьем в
общественном транспорте, напоминает, что следует уступать места пассажирам с
детьми. Древняя табличка с выцарапанным на ней силуэтом козьей головы и
несколькими черточками могла служить распиской в получении соответствующего
числа этих домашних животных.
Рисуночное
письмо близко к обычному рисунку, т. е. изобразительному искусству, но его
основная цель – не доставлять эстетическое наслаждение, а передавать
информацию. В этом смысле пиктография принадлежит к области письменности.
Впрочем, надо заметить, что и для архаического искусства главным было выражение
некой идеи. Например, если бога изображали значительно крупнее, чем
человеческую фигуру, то тем самым указывали на его величие, а не просто на
физический рост.
Пиктографический
документ отличается от привычных для нас письменных сообщений тем, что для его
понимания не нужно знание определенного языка. Это большое преимущество
пиктограмм, и потому они до сих пор используются в нашем обиходе. Однако это же
их основной недостаток: отсутствие фиксации письменной речи крайне ограничивает
объем передаваемой информации, а также точность ее интерпретации.
Сфрагистика (от греч.
sphragís — печать), сигиллография (от лат. sigillum — печать и греч. gráphō —
пишу), вспомогательная историческая
дисциплина, изучающая печати.
Печатью принято называть как штампы, вырезанные на твёрдом
материале (камне, металле, кости и т. д.), — матрицы, так и оттиски их (на
золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.). Печать как признак
удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в
Шумере, Египте и др.) и имела форму цилиндра (с изображениями и надписями),
который прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения
на неё отпечатка. Перстневая печать-щиток, оттискивавшаяся на воске и различных
мастиках, характерна для античных времени. В средние века в государствах
Западной Европы, Византии, на Руси были распространены так называемые печати
вислые, которые оттискивались специальными матрицами на золоте (хрисовул),
серебре (аргировул), свинце (моливдовул), воске, сургуче и т. д. и закреплялись
на привешенном к документу шнуре. Приблизительно с 14—15 вв. вислая печать
стала постепенно вытесняться односторонней прикладной, оттискивавшейся на воске
и мастиках, а затем и с помощью красящих веществ. Эта разновидность печатей
характерна и для настоящего времени. Местами (Ватикан) до 20 в. сохранялись
вислые печати.
Сфрагистика стала формироваться в 18 в. как отдел дипломатики, её
цели ограничивались датированием документа и установлением его подлинности (с
помощью печатей на нём). С конца 19 в., когда в научный обиход были введены
многочисленный печати, обнаруженные в результате раскопок и утратившие связь с
документом (древнеегипетские, древне- вавилонские, древнеиндийские.,
парфянские, древнерусские и др.), начался новый этап в развитии
Сфрагистики как дисциплины, изучающей
историю формирования и развития древних государственных институтов на основе
хронологической классификации совокупности печатей, четко выявляющих изменения
государственного аппарата. Это новое понимание Сфрагистики нашло отражение в трудах учёных Г. Шлюмберже
(Франция), Н. П. Лихачева и др. Материалы Сфрагистики. — важные источники
изучения прикладного искусства, геральдики, нумизматики, эпиграфики,
ономастики, выяснения состава древних архивов.
Сфрагистика - наука о печатях. Начало ей положил Мих. Гейнекций (1709
г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название
«сфрагистика», Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденоург и др.
Лучшие сочинения по С. за последнее время принадлежат Зейлеру, автору «Abriss
der Sphragistik» (Вена, 1884) и «Geschichte der Siegel» (Лиц., 1894)
Сфрагистика имеет непосредственную связь с геральдикой и нумизматикой. С первой
она связана тем, что многие изображения, употреблявшаяся прежде лишь на
печатях, перешли потом в гербы. Удельные князья употребляли печати с
изображением эмблем того удела, где они княжили; впоследствии эти эмблемы
нередко входили и в гербы, напр. у князей Голицыных (герб вел. княжества
Литовского). С нумизматикой сфрагистика связана тем, что на монетах часто
чеканилась печать князя, при котором чеканили монету; по эмблеме на печати,
если надпись на монете не сохранилась, можно было определить происхождение
монеты. Обычай употребления печатей - очень старинный. Восточные народы уже в
древние времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и
Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями, в форме цилиндров,
жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки.
Библия во многих местах
упоминает об употреблении печатей (III книга Царств, гл. XXI, ст. 8 и 11; книга
Даниила, гл.XIV, ст. 12; книга Бытия, гл. XXXVIII, ст. 18 и 25; книга Исход,
гл. XX, ст. 11 и 21).
prographic.ru/info_h3.shtml
Хронология
(от
греч. χρόνος — время; λόγος — учение):
-
вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических
событий и документов;
-
последовательность исторических событий во времени;
- перечень
каких-либо событий в их временной последовательности.
Для
определения хронологии столь отдаленных эпох, как древняя история Египта,
используются самые разные методы. По упоминаниям родственных связей царственных
особ выстраиваются настоящие генеалогические древа. Дипломатическая переписка
дает возможность устанавливать синхронизмы в истории ряда стран. Античные
историки помогают довольно точно определять даты I тысячелетия до н. э.
Наблюдения за изменениями в начертании письменных знаков позволяют датировать
документы палеографически (т. е. по форме знаков, по «почерку»). Археологи
выявляют стратиграфию поселений, т. е. последовательность культурных
слоев, и пытаются установить абсолютную хронологию, например, с помощью
радиоуглеродного метода. Полезны бывают и содержащиеся в текстах
астрономические наблюдения (к сожалению, не всегда понятные и часто неточные)
солнечных и лунных затмений, движений планеты Венера и звезды Сириус.
Историк
эпохи древности с большой долей уверенности может оперировать относительной
хронологией, утверждая, например, что один исторический персонаж родился раньше
другого на несколько десятилетий, так как известно, что первый приходится ему
родным дедушкой. Абсолютная хронология, т. е. соотнесение событий с единой
общепринятой эрой, вызывает значительные сложности, так как в самих странах
древности подобных эр не было. В целом можно сказать, что даты III тысячелетия
до н. э. установлены с точностью, в лучшем случае, до одного века.
Погрешность дат II тысячелетия до н. э. меньше – до 60 лет. Даты I
тысячелетия до н. э. известны, как правило, довольно точно; лишь в
отдельных случаях возможна ошибка в несколько лет.
Метрология
— наука об измерениях физических величин,
методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой
точности. Предметом метрологии является извлечение количественной
информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством
метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов,
обеспечивающих требуемую точность.
Метрология состоит из 3 разделов:
1)Теоретическая - рассматривает общие теоретические проблемы
(разработка теории и проблем измерений, физических величин, их единиц, методов
измерений).
2) Прикладная - изучает вопросы практического применения разработок
теоретической метрологии. В её ведении находятся все вопросы метрологического
обеспечения.
3) Законодательная - устанавливает обязательные технические и
юридические требования по применению единиц физической величины, методов и
средств измерений.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение:Метрология
Палеография
(дословно
с греч. - "древнеписание") - очень трудная и сложная специальная наука, находящаяся на грани
искусства, важна для источниковедения,
так как занимается изучением истории письма. Ее задачей является подготовка
старинных текстов к прочтению, определение по письму, почерку места и времени
написания рукописей, если они не датированы. Палеография существует с
XVII века. Ее основы были заложены французами, талантливым, трудолюбивым
монахом - бенедиктинцем Жаном Мабильоном, ученым Монфоконом, которые установили
некоторые правила расшифровки письма, выяснили историю букв разных алфавитов.
Особенно успешно палеография развивалась во второй половине XIX века.
Термин палеография,
введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой
палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой
(дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по
конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон
(1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися
в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским
монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re
diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую
классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как
«национальные», то есть франкские, лангобардские, ветсготские и т. д. Со своей
стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования:
расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд,
он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого
письма и его типы.
В России зачатки
палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов
начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций,
которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения
старых обрядов.
Методика
Палеография обращает
внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий
материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и
т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма
(гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие
моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то
есть последовательность и направление в начертании отдельных линий,
составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес»
письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть
податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).
Формы
письма
Важнейшую роль при
изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют
следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula —
прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и
курсив («скоропись»). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных
(как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в.,
до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже
античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою
очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав»), непосредственно восходящее
к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании
«унциальное» (русский «полуустав»). Маюскул был сменен минускулом (который
иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько
позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский
кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в
полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу
печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки,
обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым
«каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его
красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На
его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою
очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.
Литература:
Палеография. Статья
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона; История шрифта; Сборник
материалов по русской палеографии XI-XVIII вв. на сайте исторического ф-та МГУ;
Палеография // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: БСЭ, 1990;
Категории: Специальные исторические дисциплины | Палеография.
Кацва
Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв.: Учебник для VII класса средних
учебных заведений. – М.: Мирос, РОСТ, 1997. – С.6 – 7.
|