Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Божества Древнего Египта

Божества Древнего Египта

 

 

А) В Новом царстве быстро происходит слияние культов Амона и Ра, возникает божество Амон-Ра; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как "самостоятельных" ипостасей. Амон(-Ра) объявляется творцом мира, он - отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю <...> образ единственный, создавший всё сущее. В Древнейших космогонических мифах он отныне выступает как главный персонаж, при этом разные космогонии часто сливаются воедино: вышли люди из (слёз) его глаз, стали боги из его уст (т. е, были сотворены его Словом), - говорится в гимне. Он - самый могущественный бог, царь над всеми богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.

 

А) Амон-Ра - В начале XII династии Амон вытеснил культ верховного бога Монту. Вскоре Бога Амона начали отожествлять с Ра (богом солнца) и его начали обожествлять все египтяне; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как "самостоятельных" ипостасей. Первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», был признан именно этот Бог. Правитель Египта (фараон) провозглашался сыном Амона-Ра.

 Амон — имеет облик человека с высокой короной из перьев на голове. В левой руке он держит царский скипетр «УАС» — символ вечного спокойствия (этот знак исключительная принадлежность фараонов фиванских династий). В правой руке у Амона — ключ — символ вечной жизни. Главный и могущественнейший из богов (Амон-Ра). Особенно почитался в Фивах, где ему посвящено несколько огромных храмов (Карнак и др.). Первоначально считался богом ветра — «его голос слышат не созерцая его», «ни одна вещь не является внутри пустой — он, Амон, в ней» — выражения его всеобщего присутствия. Перья на голове — символ ветра. Гуси и бараны приносятся ему в жертву как священные животные. Амон являлся мужем богини Мут и отцом Хонса. Царствующий фараон в народном поверьи считался сыном Амона. Амон-Ра стал богом солнца, странствующим в ладье по небосклону, создателем богов и людей. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта и с другими атрибутами царской власти. Иногда изображался человек с головой овна или просто голова овна, окруженная светящимся нимбом. С Ра отождествляли множество богов, давая им имена: Амон-Ра, Монту-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра и другие. Его часто называли Ра-Амон-Хепри, объединяя имена утреннего, заходящего и светящего днем солнца.

Имя Ра являлось составной частью имени фараона, так как они носили титул сыновей Ра. Когда столицей был город Гелиополь, где почитали Ра, он считался царем всех богов.

 

Б) Собек (Себек)- бог-крокодил. Крокодил, живущий в воде, приобрел большое значение, так как считалось, что он властвует над водой, которая так ценилась в Египте. Его изображали или в виде крокодила с короной на голове, или в виде человека с головой крокодила Первоначально являлся местным бог нома Ком-Омбо. Изображался с головой крокодила и пышной сложной короной. Предполагалось, что египтяне поклонялись крокодилу как провозвестнику наводнений, так как это животное при первой прибыли воды начинало спускаться вниз по течению.

 

В) Нут – богиня неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена бога земли Геба. Нут родила - Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов. Богиня Нут не имела культовых центров, но принимала участие в большом количестве мифических обрядов.

 

Г) Тауэрт в египетской мифологии богиня плодородия и деторождения, изображалась в виде стоящей самки гиппопотама, иногда с головой львицы. Тауэрт оказывала покровительство умершему в загробном мире. Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.

 

http://oldegypt.info/article-preview-27.html

 

Д) Тот Священная птица ибис символизировала Тота – бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Предсказывает фараоновым матерям рождение их божественных детей. Присутствует при суде Осириса в загробном мире. Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском (реже с головой Павиана). Примерно соответствует греческому Гермесу.

Е) Анубис. Его рельефы присутствуют во всех гробницах — он стережет их вход. Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога города Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. "открыватель путей", подразумевается - в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Они называли Ассиут Lyсopolis (Волкоград), а другие места культа собачьих - Kynopolis (Собакоград). Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога "верхнеегипетским шакалом". В египетской иконографии этих богов надо отметить следующее различие: Упуаут стоит на особой подставке, тогда как Анубис лежит на брюхе с поднятой головой (как и подобный ему собачеголовый бог из Абидоса - Хен-тиментиу). Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу - умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе.

Ж) Хнум- бог в облике барана или человека с бараньей головой, почитавшийся во многих местах Египта как бог плодородия, покровитель гончаров; согласно мифу, он вылепил из глины на гончарном круге первого человека. Часто изображался вместе с гончарным кругом, на котором он создает человека. Также являлся покровителем Нильских вод. В Асуане (на острове Элефантин) был специально посвященный ему храм и некрополь баранов — священных животных этого бога, которым поклонялись.

 

З) Харпократес - Ипостась Хора

Харпократ (егип. Хор-па-херед - "Хор-младенец") - мальчик с "локоном юности" на правом виске. Он ещё слаб, ему не по силам биться с могущественными врагами и прежде всего с Сетом; Харпократ ещё сам нуждается в защите. Поэтому мать Исида защищает его своими крылами. Но этого недостаточно! Харпократа должны защищать и люди - так приказал бог Тот. И под их опекой младенец станет великим властелином Египта. Он уже сейчас носит Объединённую корону Обеих Земель - "Пшент".

Другая ипостась Хора – Харсиес (егип. Хор-са-Исет - "Хор - сын Исиды") младше Харпократа. Он ещё сосет грудь матери, не умеет говорить и не знает о своём великом предназначении.   

    Не следует путать Гора - сына Исиды с Гором Старшим - сыном Нут, рожденным во второй день перед Новым годом (после Осириса), - хотя египтяне часто объединяли этих богов, считая Гора Младшего воплощением Гора Старшего. Обычно, в современной литературе, когда речь идет именно о Горе-младенце, то его называют Хароерис или греческим именем – Гарпократ (Харпократес). Гор (Хор, Хорус)) — бог восходящего солнца — один из старейших и виднейших богов. Изображался в виде человека с соколиной головой в объединенной короне Верхнего и Нижнего Египта. Почитался в нескольких формах. В Гелиополисе в соединении с Ре известен как Ре-Харахете, как сын Изиды назывался Харпократис, как мститель за своего отца Осириса (см. легенду о Осирисе) — как Харандотус и т.п. Играл видную роль во всех официальных церемониях фараона. Особенно почитался в Эдфу, где ему построен великолепный храм. От эпохи Птолемеев сохранился Хароериса (локального варианта бога Хора) в Ком-Омбо.

Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под .покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный, невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса.
   Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне «воплощались здоровье и зрелость» народа. Благодаря фараону Египет находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок.

И) Осирис — одно из главных божеств Египта. Его имя «Ус-Ири», что в иероглифах значит «строит глаз», т.е. «занимающий трон». Сын Времени и Необъятности небесной, Осирис был братом и мужем Изиды (душа которой пребывает на звезде Сириус). Бог добра, он дал Египту законы, научил его земледелию, строительному искусству, семейным и гражданским добродетелям и справедливости. Он был властителем Большого Нила (Нила в паводок). Позднее к Осирису пришла власть от Геба и он был объявлен четвертым египетским царем.  После того как брат Осириса, злой Сет убил его, а благодаря силе своей любви Изида воскресила Осириса, он становится главным судьей в загробном мире. Изображался в нескольких видах. В короне из перьев с опахалами, атрибутами царской власти в руках: в правой руке — кнут — отличительный знак Осириса (который в руках фараона становится эмблемой управления и покровительства, а не наказания), в левой — жезл — второй отличительный знак Осириса — символ правления, попечения, сдерживания (это отголосок пастушечьей жизни — посоха пастуха). В другом виде Осирис изображается с царским скипетром (Уасом) — символом вечного спокойствия.

Культ Осириса нашел признание у греков. Наиболее значительный храм Осириса в Абидосе, где, по преданию, есть его могила (там похоронена голова Осириса), есть могила Осириса и в Асуане на острове Бигэ.

К) Бастет - Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов. Из Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: "Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно". Очень интересно отметить, что еще в XIX в. н.э. в Верхнем Египте было распространено поверье, что в кошек вселяются духи джинна.  Начало расцвета культа богини города Бубаст-Бастет ко времени XXII (ливийской) династии. Хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса - Тутмоса.

Источники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностъю изложения, в основном, это разнообразные религиозные тексты. Египетская мифология стала формироваться в VIVI тысячелетиях до н.э., когда в каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов. В результате общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю племени. Именно поэтому многие боги египтян зверолики. Пережитки тотемизма встречаются и у других народов Древнего Востока (и не только. Так, например, у древних греков нарядус антропоморфмными олимпийскими божествами сохранялись кентавры, полузмей – получеловек Кекроп, строитель Афин, звероподобный Пан), но в долине Нила они были распространены более широко. Впоследствии из бесчисленного множества богов были «выдвинуты» главные, среди которых первое место занял бог солнца Ра. Культ солнца полностью установился при V династии, когда сыновья главной жрицы Ра стали фараонами. Фараону поклонялись как богу, и, кроме того, он был для своих подданных воплощением любого местного бога. В Среднем Царстве распространился культ Амона. С середины III века до н.э. главным богом стал Осирис. Важнейшей частью религии Древнего Египта являлись представления о загробном мире: египтяне верили, что смерть - лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. Считалось, что умершие переселяются, в загробное царство, предварительно представ перед судом Осириса, который мог и не пустить их, если умерший вел на земле неправедную жизнь. Египтяне считали, что души умерших, допущенные в загробное царство, странствуют по небу или появляются на земле, «вмешиваясь» в жизнь своих родственников. Во многих городах были некрополи, города мертвых, самый большой из которых находится на левом берегу Нила в Фивах. При XVIII династии жрецы постарались привести пантеон многочисленных богов в стройную систему: большинство богов стали считаться, родителями, детьми или родственниками друг друга.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (01.10.2012)
Просмотров: 2682 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0