Александр Петрович Сумароков (1718 – 1777)
Среди
предков Александра Петровича Сумарокова, поэта и театрального деятеля известен
Иван Богданович, который на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил
прозвище Орел. Его родной племянник - отец поэта Пётр Панкратьевич дослужился до чина действительного
статского советника и был по меркам того времени человеком широко образованным.
В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в «рыцарскую академию» - Сухопутный шляхетский корпус.
3десь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже
организовано «общество»: в свободное время «общество»: в свободное время кадеты
читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова,
он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские. Песни
его дошли до императорского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно
из наиболее зрелых произведений этой поры - поэтическое послание А. П. Сумарокова
к своему товарищу М. М. Хераскову (впоследствии тоже знаменитому поэту):
Среди игры, среди забавы, Среди благополучных дней,
Среди богатства, чести, славы
И в полной радости своей Что все, как дым,
проходит, Природа к смерти нас приводит:
Воспоминай, о человек!
Умрешь, хоть смерти ненавидишь, И все, что ты
теперь не видишь, Исчезнет от тебя навек,
И все составлено из тлена.
Не зрим мы твердости ни в чем.
В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедию А.
П. Сумарокова «Хорев».. Обращение к отечественной истории было, конечно,
достаточно формальным: первые русские трагедии подражали французским образцам. Елизавета
Петровна узнала о постановке - и спектакль был повторен уже при императорском
дворе.
А. П. Сумароков писал не только трагедии
(«Пустынник» (1757); «Ярополк и Димиза» (1758) и др.), но и комедии. Одна из
лучших - «Опекун», поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего
лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал его в прошении,
поданном императрице: «Человек праздный, прибытко-жадный, непросвещенный и
кроме часовника ничего не читавший ... Науки он называет календарем,
стихотворство лихою болестью, воспитательный дом непристойным именем». У
Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый
характер, необузданный нрав. Он мог, например, яростно обругать человека,
помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной
шпагой и не заметил, как оказался ... в пруду. Естественно, что почти со всеми
родственниками он был в ссоре. Сама Екатерина II вынуждена была однажды вмешаться в отношения поэта
с матерью.
Одним из первых Сумароков
воспользовался реальной свободой печати, появившейся с восшествием на престол
Екатерины П. Он публично изложил свои мысли об идеальном устройстве общества:
«Сделать русских крепостных людей вольными нельзя ... будет ужасное несогласие
между помещиками и крестьянами, ради усмирения которых потребны многие полки;
и непрестанная будет в государстве междоусобная брань ... А это примечено, что
помещики крестьян, а крестьяне помещиков очень любят, а наш низкий народ
никаких благородных чувствий еще не имеет».
Екатерина II с раздражением написала на полях рукописи А. П.
Сумарокова: «Господин Сумароков хороший поэт, но слишком скоро думает, чтобы
быть хорошим законодавцом, он связи довольной в мыслях не имеет». Сумароков
дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом
своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды.
Последние годы он провел в Москве. Слава его увядала. Желчный поэт имел много
врагов, и они ему мстили. Сумароков жаловался Г. А. Потемкину: «Я человек. У
меня пылали и пылают страсти. А у гонителей
моих ледяные перья приказные: им любо будет, если я умру с голода или с
холода». Преследуемый, несчастный поэт пристрастился к спиртному, что и
ускорило его смерть.
|