Первобытнообщинный строй - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт Риттера В.Я.

Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Первобытнообщинный строй

 

 

 

Основные черты первобытнообщинного строя

 

Первобытнообщинный строй.

Первобытнообщинный строй является первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества. Он характеризуется коллек­тивной собственностью на средства производства и орудия труда, равным правом всех членов общины на продукты труда и равным отношением к труду. Основными занятиями населения были охота и собирательство. Та­кой тип хозяйства называется потребляющим или присваивающим. Пере­ход к nроизводящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие.

 Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории. Со­временная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд лет тому назад. Солнце - одна из мно­жества звезд нашей Галактики - возникают 1О млрд лет тому назад. По свиде­тельству ученых, наша Земля - рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4,6 млрд лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет тому назад[1].

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схе­мой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:

- каменный век (от возникновения человека до IV-III тыс. до н. э.);

- бронзовый век (IV-II тыс. - до начала I тыс. до н. э.);

- железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палео­лит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) мате­риалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответ­ствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется:

- низким уровнем развития производительных сил, медленным их совер­шенствованием;

- коллективным присвоением природных ресурсов и результатов произ-

водства;

- равнообеспечивающим распределением;

-социально-экономическим равенством;

- отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком,

классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение мате­риальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных эта­пов развития древнего человечества[2].

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением' трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются ору­дия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинногo строя прошел ряд эта­пов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) при­способление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяй­cтвy (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особен­ность - географическая неравномерность развития[3] общества. Области с не­благоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появле­нию на планет - особого растительного и животного мира в сложнейших кли­матических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый ­археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый - палеоантропы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеоли­те, - неоантропы, современные люди.

Происхождение человека. У разных народов в разных районах Земли появ­ление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» - человек, «генезис» - происхождение) и формирования че­ловеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» - общество и греч. («генезис»-происхождение).

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхожде­ние человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генети­ческих различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключа­ющих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, косми­ческого (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез.

Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животно­го мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный материал,  доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность раз­вития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человеко­образных обезьян.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообраз­ных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия тру­да. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появ­лению 1,5- 1,6 млн лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «nитекос» - обезьяна, «антропос» - человек), или архантропов (от греч. «ахайос» - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - nалеоантро­nами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неан­дерталь в Германии).

 

Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообраз­ных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

- человек австралоnитековый;

- человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);

- человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования лю­дей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Вос­точную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современ­ный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории зем­ли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну.

 

Выделяют следующие культурно-исторические общности:

индоевропейская; угро-финская; тюркская; иберийско-кавказская.

 

Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостан­ского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей:

1) славянская: восточные, запалные и южные славнне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т. д.);

  1. западноевропейская: англичане, германцы, французы и т. д.;
  2. восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т. д.

 

 Сложной проблемой является расогеnез. Все современное человечество мыслится на несколько больших расовых стволов - европеоидный, монголоид­ный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, вклю­чает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроид­ная - в Африке, монголоидная - в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном на­правлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас - монголоид­ной, негроидной и европеоидной - возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатскан, сибирская и амери­канская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал - эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального[4]. Подмена одного другим совершенно исклю­чена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее ста­новился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индуст­риальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

 

Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Палеолит. Мезолит. Неолит.

Разложение первобытно-общинного строя. Примерно в IV - V тысячелетии до н. Э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу:l) неолитическая революция; 2) интенси­фикация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) по­явление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) раз­витие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из жен­ских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая се­мья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт посте­пенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает пере­ходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семей­ных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для муж­чин же допускается полигамия (многоженство)[5].

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны ­все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Скла­дывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми дела­ми. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с иму­щественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды – а с другой - ослабев­шие и обедневшие.

Признаки распада родового строя:

- возникновение имущественного неравенства;

- выделение знати;

- сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;

- частые вооруженные столкновения;

- обращение пленных в рабов;

- превращение рода из кровнородственного коллектива в территориаль-

ную общину.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вы­шестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые госу­дарства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладель­ческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

 

 

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Пе­риоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответству­ют основной периодизации (принятой в археологии).

 

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. В 1960 г. была найдена палеолитическая стоянка в Медвежьей пещере на средней Печоре, а в следующем году – стоянка под открытым небом у деревни Бызовой, всего на полтора градуса широты южнее Полярного круга.[6] Самые древние стоянки на территории нашей страны относятся к шель­скому и ашельскому периоду - это находки в Алтайском крае (на берегу р. Улалинки), в Амурской области (у села Кумары) и др. Поселения древних людей были малочисленны, орудия труда представляли собой грубо обра­ботанный камень. В позднеашельских стоянках встречаются следы огня.

В конце ашельской эпохи резко изменился климат - началось великое оле­денение. Стремясь приспособиться к новым условиям жизни, люди совершен­ствуют орудия труда, идет расселение на ранее неосвоенные территории.

Стоянки среднего палеолита обнаружены в Крыму, на Кавказе, в Сред­ней Азии, на Средней и Нижней Волге, на юге Украины. Одна из самых из­вестных находок мустьерского периода, - обнаруженное в 1938 г. погре­бение мальчика 8-9 лет в гроте Тешик-Таш в Средней Азии. Существенно изменились орудия труда – появляются так называемые микролиты - мелкие кремнёвые изделия – наконечники для стрел, лезвия-вкладыши и т. д. Складываются условия для зарождения скотоводства. Из археологических находок этого времени наибольший интерес представляет обнаруженное в 1969 г. погребение двух детей на р. Сунгирь у г. Владимир.

По мнению ряда исследователей, в этот период времени на смену перво­бытному стаду приходит первобытная община.

В период верхнего (позднего) палеолита начинается отступление ледни­ка. Расселение на новые территории продолжается - стоянки древних лю­дей доходят до Якутии и Заполярья. Основным занятием населения остается охота, но начинает развиваться рыболовство. Возникают условия для более прочной оседлости. В период позднего палеолита зародились искусство и первые религиозные представления. В этой связи интересны наскальные изображения, обнаруженные в Каповой пещере в Башкирии.

Конец эпохи верхнего палеолита и начало мезолита совпали с концом ледни­ковою периода. К этому времени относятся изобретение лука и стрел.

 Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к ранне­му палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представ­ляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей ма­монтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи за­ботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне - около Новгорода-Северского, -  районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические па­мятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жили­ща более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, со­стоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосущество­вании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются зна­чительные изменения в размещении культур, образуется много новых археологических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменени­ем этнического состава неолитического населения, перемещением неоли­тических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно­гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне, Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.

Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Бе­лева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ноже­видных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и на­конечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое времн существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрыва­лась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.

Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии  были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано

в основном с работами академиков А. П. Окладникова и А. П. Деревянко.

В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетров­ская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская[7]. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали зани­маться земледелием, другие - рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории на­шей страны в истории первобытного общества выделяются несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высо­кой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономи­ческая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваиваю­щeгo хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделе­ния труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному об­ществу на территории России пришло феодальное общество.

Культура первобытного общества. По мнению исследователя А. И. Черно­козава, первобытная культура - это сложное явление, которое поражает во­ображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему со­стоянию.

Целостно осмыслить антропоеоциогенез помогают прежде всего следую­щие факгы:

1) вымирание за феноменально короткий естественно-исторический пе­риод 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном перио­де. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека –  существа весом около 500 килограммов –  до че­ловекоподобного существа размером с кошку; 2) использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобны­ми (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях на­сильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о ка­менных орудиях, а о каменном оружии.

В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.

Археологические находки - это в основном орудия труда, соответствую­щие определенным историческим эпохам. В период палеолита - остроко­нечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длин­ными охотники делают. более короткие копья-дротики, которые можно ме­тать на большое расстояние.

Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. «Умение добывать огонь возникло гораздо поз­же, чем умение сохранять огонь, «украденный» при лесном по­жаре.

Антропологи XIX века нашли у «примитивных» народов пять способов получения огня.

Про один из них слышали, наверное, все. Берут сухую до­щечку, делают в ней углубление, берут палочку, вставляют ее концом в это углубление, а затем быстро вращают палочку меж­ду ладонями. Уже вскоре появляется характерный запах горе­лого дерева, а там, возможно, и дымок, конец у палочки темне­ет и обугливается, появляется темный дымящийся пора шок. Этот порошок высыпали на трут и раздували пламя ... Такой спо­соб называется "огневое сверло» - палочка как будто сверлит дощечку. Если вы когда-нибудь работали с дрелью, то наверня­ка замечали, как быстро нагревается сверло при работе. Прав­да, в современной дрели, для того чтобы вращать сверло, есть электромотор. А древним людям приходилось вращать палоч­ки вручную. Но они догадались перехлестнуть через палочку в виде петли тетиву лука и двигали лук взад-вперед, придержи­вая палочку в вертикальном положении, и от этого движения она вращалась быстро и непрерывно.

В древности такой способ был распространен повсеместно.

Видимо, в разных местах люди, занятые обработкой дерева, случайно изобретали его снова и снова. Еще во второй полови­не XIX века этот способ использовали в немецких деревнях - но не вместо спичек. Так добывался особый, колдовской огонь для заклинаний и волшебных обрядов.

Если вы вздумаете сами добыть огонь, я бы посоветовал вам вместо «огненного сверла» использовать другой способ, назы­ваемый «огневой плуг». Его описал Чарлз Дарвин в книге о сво­ем путешествии вокруг света на корабле «Бигль». Исходные пред­меты те же самые - сухие дощечка и палочка. Но в дощечке надо сделать не круглое углубление, а продолговатую бороздку. По этой бороздке скоблят с усилием концом палочки взад-вперед. По словам Дарвина, у туземцев огонь возникал уже через не­сколько секунд. Сам Дарвин попробовал воспользоваться этим методом и в конце концов тоже добился успеха, хотя и гораздо медленнее. Преимущества этого способа в том, что при движе­нии по бороздке конец палочки соскабливает мельчайшие стружки, которые быстро загораются от трения. Несмотря на удобство, этот способ распространен гораздо меньше, чем пре­дыдущий. Его используют в Полинезии (где его подсмотрел Дарвин), в Индии и Центральной Африке.

Третий способ – «огневая пила» - был распространен в Австралии, на Новой Гвинее, в Индонезии, Индии, Западной Африке. Суть его в том, что одну дощечку будто бы пилят дру­гой поперек волокон. Иногда вместо дощечки-«пилы" исполь­зуют грубую волокнистую веревку - тогда дело идет быстрее.

Об «огневой пиле" в русских деревнях рассказали этно­графы. Наши предки брали два здоровенных бревна и, работая попарно, пилили одним другое, пока не загорится. Огонь при этом получался волшебный, чудодейственный. Интересно, что в начале этого обряда полагалось погасить все огни в деревне, до последней искорки. Понятно зачем: уж теперь-то это труд­ное дело не удастся бросить на пол-пути, пили да пили, браток, покуда дым не пойдет - другого выхода нет!

Четвертый способ получения огня - самый редкостный. Он называется «огневой насос". Тепло возникает за счет движения сжатого воздуха в деревянной трубке. Каждый, кто надувал мяч насосом, знает, как быстро нагревается насос при работе. Этот способ использовали некоторые народы Индии и Индонезии.

Ну и на самый конец мы оставили главный способ - высе­кание. Маленькие дети повсюду, наверное, находят мелкие ка­мешки-кремешки. Если чиркать их один о другой, появляются искорки. Кто не пробовал, зажав два кусочка кремня, высечь желтоватые искры, вдыхая таинственный сернистый запах? Многие, наверное, пытались и костер зажечь таким образом. Кажется, того и гляди вспыхнет пламя. НО это как раз тот слу­чай, про который говорят: близок локоть, да не укусишь.

На самом деле получить огонь от удара кремня о кремень крайне трудно: искры эти слишком редкие, слишком малень­кие, слишком слабые, чтобы разжечь настоящее пламя. Ниче­го они воспламенить не могут. Именно поэтому "деревянные" способы так широко распространились среди «диких" племен, а «кремнёвый» используют, кажется, только племена пигмеев в Африке.

Правда, совсем другой результат будет, если бить кремнем не по кремню, а по камню, который называется серный или же­лезный колчедан. Это красивый камень серого или золотисто­го цвета с металлическим блеском. Тут мгновенно получаются яркие, обильные, какие-то кажется даже длинные искры. Из них разжечь пламя уже несложно. Недаром такой метод получения огня использовали жители самых передовых стран Древнего мира - Греции и Рима. Такие куски колчедана находят и в пе­щерах эпохи палеолита, они сильно оббиты при использовании.

Гораздо позже выяснилось, что неплохие результаты дает удар кремня по зазубренной железной пластинке. Такая пла­стинка называется кресало. Этот способ высекания - крем­нем по железу - стал самым главным в истории человече­ства. В Европе он был единственным аж до 1827 года, когда появились первые спички. Впрочем, в последние годы, кажет­ся, спички стали снова вытесняться тем древним способом, на основе которого работают современные зажигалки. Так называемые кремни в зажигалках - это не камни-кремни, а спрессованный порошок металла циркония. А кресало, ска­жем так, изогнулось и превратилось в зубчатое колесико.

Напомним, что все огнестрельное оружие за первые пятьсот примерно лет существования, до середины XIX века, стреляло так: искра от удара кремня о стальной боек падала на так называе­мую полку, где должно было быть немного крупинок пороху. По­рох вспыхивал, огонь проникал через отверстие-пальник внутрь ствола, производился выстрел. Впрочем, в старые времена, осо­бенно в артиллерии, применялся и другой способ - к пальнику подносили тлеющий шнур - фитиль. Такие шнуры использова­ли мушкетеры Дюма при стрельбе из мушкетов.

Помните сказку Андерсена "Огниво''? Что такое, собствен­но, огниво? Это три предмета, которые использовались в оби­ходе на протяжении многих столетий: кремень, кресало и трут. Про кремень и кресало мы уже поговорили, что же такое трут?

Это любое сухое, легко воспламеняющееся вещество. На Руси использовался высушенный древесный гриб-трутовик­его легко можно найти в лесу. Иногда используют мох, паклю, обрывок ткани. От упавшей искры сухой трут начинал тлеть, и многое потом зависело от умения раздувать его что было сил. Когда по поверхности начинал пробегать огонь, от трута можно было зажечь стружку или маленькую щепочку, а от нее - дру­гую, третью ...

Как вы понимаете, возни со всем этим было очень много.

Поэтому в домах всегда сохраняли горшок с углями - угли раз­дуть гораздо проще, чем добывать огонь заново»[8].

 

 

 Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, исто­рическому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.

У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологиче­ские существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов приро­ды. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.[9]

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фети­шизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

В условиях первобытного общества получает развитие магическое искус­ство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, ,но она в пол­ной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и об­ряды воздействовали на человека - и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физиче­ски вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплочен­ность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.

В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.

 

 

 

Литература:

 

Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. – М.: Вече, 2006.

Гальперина Г.А., Доброва Е.В. Популярная история археология – М.: Вече, 2002.

 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории ( проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1973.

Семёнов Ю. И. У истоков человечества // Человек и общество. Кн. 1. – М., 1993

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1964.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т.А. История Россиис древнейших времён до наших дней. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2002.

Максимов Н. Игра в черепки. // Русский Newsweek  // 2007, № 6.

Самый старый ребёнок. // Русский Newsweek// 2006, №38

 

[1] См.: Самый старый ребёнок. // Русский Newsweek// 2006, №38 – С. 54.

 

 

 [2]См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории ( проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1973.

 

[3] Максимов Н. Игра в черепки. // Русский Newsweek  // 2007,№ 6. – С. 39

[4] См.: Семёнов Ю. И. У истоков человечества // Человек и общество. Кн. 1. – М., 1993. – С.159.

 

[5] См.: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т.А. История Россиис древнейших времён до наших дней. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2002. – С.9.

 

[6] Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. – М.: Вече, 2006 – С.181.

[7] Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – С. 21.

[8] Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. – М.: Вече, 2006. – С. 95 – 97.

[9] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1964. – С. 22 – 38.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (03.09.2015)
Просмотров: 549 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0