Персональный сайт Риттера В.Я. - Приветствие

Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Приветствие

 

Приветствую всех посетителей сайта! Сайт предназначен для тех, кто неравнодушен к прошлому, кому интересно что и почему происходит в  настоящем, кто стремится приоткрыть завесу будущего. Для тех, кто уже задумывается над выбором профессии: будущих историков, политологов, юристов, социологов...

 

      Современные технологии позволяют делать то, что ещё вчера было невозможно. Мир, как оказалось, не так уж велик. Любые пространства преодолимы, любая информация доступна.  Казалось бы, протяни руку и... Но в информационном мире не обойтись без компаса, да и двигаться к намеченной цели всегда легче не одному, а вместе с теми, кто разделяет твои увлечения. Надеюсь, что многие смогут найти на сай 26 лет.Учитель высшей категории.Лауреат конкурса "Учитель года Саратовской области -2000". Почётный работник общего образования. Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО (2006 г.) Пять раз становился победителем областного конкурса на лучшую разработку элективного курса для предпрофиля и профильного обучения. В 2008 г. стал победителем конкурса "Самых классных классных" (в числе более чем 20 других коллег из большинства регионов России по результатам конкурсных работ учащихся). Призёр всероссийского конкурса "Мой Учитель" 2010 г. Конкурсная работа опубликована в журнале "Воспитание детей и молодёжи" № 2, 2010 г. Победитель муниципального конкурса "Педагогический Олимп". Член ассоциаций лучших учителей Саратовской области.Имею 18-летний опыт работы в профильных социально-гуманитарных классах. Подготовил победителей и лауреатов конкурсов и олимпиад различного уровня. В том числе финалиста XI Всероссийской открытой олимпиады по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву , победителя российской олимпиады в рамках РСОШ (2011 г.), призёра вузовской олимпиады (2012 г.), победителя (в двух номинациях) Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»(2012), призёра (III место) (2008 г.) и двух победителей (I место) (2013 г.) Всероссийской олимпиады будущих судебных ораторов.

 

О том, как всё начиналось...

 

«Школа-школа номер два, угол Пугачёвской, «Балабановка» сейчас, а была «Сычёвкой»», – пели девочки второго выпускного гуманитарного класса в 2000 году, подчёркивая, что их школьная жизнь прошла в учебном заведении при одном директоре, а аттестаты они получают из рук другого. А я, их классный руководитель и учитель истории, обществознания и права, с гордостью смотрел на своих умниц, всем сердцем желая поступления в те ВУЗы и на те специальности, о которых они мечтали. Сам же строил планы на будущее, связанное с развитием обществоведческого направления образования в нашей «второй» школе, твердя придуманный амбициозный девиз: «Вторая» - всегда и во всём первая!». Веря в преемственность «Балабановкой» всего лучшего от «Сычёвки».

Так оказалось, что, приглашая меня на работу в 1998 г. в школу № 2 г. Вольска, Ю.Н. Сычёв определил только общее направление деятельности: поднять планку изучения обществоведческих дисциплин на такую высоту, которая соответствовала бы уровню уже существовавших в этом учебном заведении с углублённым изучением ряда предметов физико-математическому и химико-биологическому классам. Ожидаемый результат: 1) создание системы, позволяющей успешно овладевать знаниями, достаточными для поступления в престижные региональные (и не только) университеты и академии (для большинства); 2) исследовательская работа учащихся профильных классов по истории и иным обществоведческим дисциплинам (для тех, у кого есть для этого задатки, ибо одарённым становится тот, кого и на сколько «одарят», т.е. сумеют развить заложенное от природы) . В остальном предоставлялась свобода. Ресурсное обеспечение? Доска и мел (пока). И беспредельная вера  соучастников образовательного процесса (15-летних девочек и мальчиков, меня, директора школы, большинства родителей) в успех.       

Во-первых, было решено изучать историю и обществознание, а не «проходить» предмет. Во-вторых, занятия на уроках должны непосредственно переходить в индивидуальные и групповую работу во второй половине дня. В-третьих, все выполняют исследования (каждый на своём уровне). В-четвёртых, у нас лекционно-семинарско-зачётная система. В-пятых, учебники ни как у всех, а такие, как в лучших школах столиц, столько, сколько потребуется, включая дополнительные («Социологию», «Политология» и др.) (и мы изучаем историю России во всех классах, начиная с первого полугодия), свободное планирование часов на изучение тем, пересдача зачётов до результата (знания) в неурочное время, не смотря на отметку (оценка подготовленности на определённый момент), подход к материалу учебника ни как к истине в последней инстанции, а как к материалу для размышления. В своём плане работы сверху я выписал слова историка М.С. Грушевского: «Наука – це безперервний скептицизм» («Наука – это постоянный скептицизм»).  

Первыми «кирпичиками» методической основы для формирования исследовательской деятельности учащихся гуманитарного класса с углублённым изучением истории, обществознания и литературы, как неразрывной части образовательного процесса, стала книга И.В. Усачёва и И.И. Ильясова и статья И.Д. Чечеля (теперь это достаточно объёмное собрание методических рекомендаций). Первое, что мы предприняли с учениками первого гуманитарного класса «второй» школы – составили опись имевшихся в библиотеках города научно-популярных журналов, еженедельников («Родина», «Вопросы истории», «За рубежом» и др.), с указанием статей (с аннотациями) и страниц, книг, имевших отношение к намеченным для рассмотрения проблемам. Затем распределили по желанию наиболее актуальные темы исследований. Составили рабочие планы (сейчас бы их назвали поэтапным маршрутным листом с указанием времени прохождения того или иного этапа). Всё почти как в вузе. Наметили и место и время защиты: региональная научно-практическая конференция «Политика вокруг нас», март 1999 г. Темы были выбраны «взрослые», например, «Концепция исламского пути развития в 70-90-е гг. XX в.», «Ввод советских войск в Венгрию в 1956 г. и Чехословакию в 1968 г.: сравнительный анализ некоторых аспектов»… Почему именно эти сложные темы? Всё очень просто: я со школьной скамьи собираю по папкам газетные статьи, вырезки из журналов, сделанные от руки выписки из книг. А данные темы: мои дипломная и курсовая в университете. А собранный материал – предмет уважения со стороны моего научного руководителя (четыре года работы в библиотеках!). Многие ли даже из университетских преподавателей в Советском Союзе читали «Завещание» имама Хомейни, изданное в Тегеране на русском языке, чтобы попытаться понять, почему за ним пошли миллионы? Кто прочитал хотя бы одну из статей Мишеля Афляка, основателя баасизма в Сирии и Ираке? Наверное, это и не к чему тем, кто не влюблён в тот мир, который Р. Киплинг когда-то образно назвал «там, к востоку от Суэца…». Ну, а если есть такой парень в классе? И если он готов днём и ночью читать собранное мной, конспектировать статьи журналов («Африка и Азия сегодня», «АиФ» и др.), воспринимая как огромную удачу возможность стать «первым знатоком «политического» ислама» нашей школы...? (сегодня среди моих выпускников-лицеистов несколько учатся на факультете «Политология» СГЮА).

Уже первые выполненные работы показали, что без личностной значимости и неподдельного интереса к исследуемой проблеме, без глубокой проработанности предложенной темы научным руководителем ученической работы нечего и говорить о значительном успехе. Из четырёх представленных на конференцию работ две были отмечены дипломами первой степени (Мамедов Анатолий и Китаева Наталья), одна – вторым местом (Сазонова Наталья), ещё одна – почётной грамотой (Митрофанова Татьяна). Руководитель получил дарственную книгу с личным автографом профессора Н.И. Девятайкиной. Причём, две работы были написаны учащимися физмата. Вот и вопрос: а кому нужны в профильном классе непрофильные предметы? Мы ехали за опытом, учиться. Оказалось, что с нас уже можно в чём-то брать пример…

Хочется верить, что эти первые большие победы стали отправной точкой успешности моих первых победителей.

Второй гуманитарный класс я водил на семинарские занятия к первому: учиться вести дискуссию, оппонировать, выступать с докладами, проводить анализ речевых и стилистических ошибок (только на «Вы», только «уважаемые дамы и господа» (господа своей судьбы, а не термин, определяющий социальный признак!))…Начали составлять индивидуальные планы изучения определённых тем истории, расписывая на год выступления на семинарах и работу в ходе коллоквиумов. Организовали систему взаимопроверки работ и рецензирования.

В 2000 г. было образовано научное общество учащихся. На общем собрании старшеклассников с соблюдением всех демократических процедур избрали сопредседателей. Одним из них стал я (спасибо за доверие!). Бурно обсуждался устав НОУ… Стали проводиться школьные конференции и заседания по актуальным проблемам истории и вопросам социальной и политической действительности… Выпускали в течение года газету НОУ… Появились спецкурсы в восьмых классах (ранняя профилизация)…

С того памятного года пошёл второй десяток лет. Компьютеризация лицея и семей большинства учащихся позволила создать предпосылки для новой самостоятельной стадии поисковой работы, сетевого взаимодействия. Собранная преподавателем медиатека доступна каждому. Созданная в общих чертах, с годами усовершенствованная и функционирующая система исследовательской деятельности лицеистов позволила подготовить победительниц международного конкурса «Что ты знаешь об Украине?»  (Цюзь Олеся и Самойлова Юлия) (награждены Правительством Украины путёвками в «Артек»), победительницу Всероссийского литературно-творческий конкурса «Тарас Шевченко и русская культура» (историко-литературное направление)  (Цюзь Олеся – награждена дипломом Правительства Украины), победителей и призёров Международного интеллект-фестиваля школьников «Политика вокруг нас» (секции «Археология», «Культурология», «Краеведение», «Право», «Политология», «Социология», «История», «Религиоведение» и др.), финалистку Российской олимпиады по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву ( Ракова Виктория) , призёра (III место) Всероссийской олимпиады будущих судебных ораторов (Сергеев Иван), победителей и призёров Российского открытого заочного интеллектуально-творческого конкурса «Познание и творчество», дипломанта II степени Всероссийского конкурса детских творческих работ «Мой классный – самый классный» (Риттер Владимир), призёров (II место) конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» ( Ильина Анна, Риттер Владимир), победителя российской олимпиады в рамках РСОШ 2011 года (Риттер Владимир), призёра вузовской олимпиады 2012 года (Панина Лилия), победителя (в двух номинациях) Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» 2012 года (Риттер Владимир).

В 2013 г. ученица 11-го социально-экономического класса Александра Крахмаль стала победительницей (I место) 8 Всероссийской олимпиады будущих судебных ораторов  . В этой же олимпиаде также первое место занял студент СГЮА Риттер Владимир. 

Те, кто занимался исследовательской деятельностью в лицее часто становятся руководителями научных обществ студентов (Мигунова Елена). Многие из первых гуманитарных   классов уже кандидаты наук (Горбунова Елена,  Цюзь Олеся , Бондаренко Валентина)

Уверен, нельзя оставаться авторитетом у школьников, занимающихся исследованиями, если самому при этом не участвовать в профессиональных и творческих конкурсах. В 2000 г. я стал суперфиналистом областного конкурса «Учитель года», в 2006 г. – победителем конкурса  лучших учителей в рамках ПНПО, в 2008 г. – «Самым классным классным России», в 2009 г. – победителем межмуниципального конкурса на создание лучшей разработки урока с применением ИКТ, в 2005 – 2010 гг. – 5 раз победителем областного конкурса на создание лучшего элективного курса для предпрофильной подготовки. В 2010 г. – призёром российского конкурса «Мой учитель».

Многое изменилось в отечественном образовании и в школе с 1998 г., которая стала первым и единственным лицеем в городе.

Я с тревогой смотрю в будущее как нашего образования вообще, так и провинциальной школы в частности. Школа – зеркальное отражение состояния общества. Боюсь, что исследовательская деятельность, которую можно считать научной, станет уделом учебных заведений в крупных центрах для детей состоятельных родителей, оградивших их от чрезмерных новаций стеной личных финансовых ресурсов. А ломоносовы так и будут брести из холмогор, держась рукой за обозные сани. Только не в Москву, а в никуда… Пессимистично…  И пусть я тысячу раз окажусь неправ!

 

 

Тут будет любая ваша информация...

Изменить этот текст можно в панели управления, раздел "Редактор страниц".