|
История. Подготовка к ЕГЭ. Написание исторического портрета. Рекомендации. Образцы выполнения.
Глава II В 2012 г. в ЕГЭ по истории включён новый тип задания на позицию С6 – написание исторического сочинения в форме портрета исторического деятеля. Оно будет не только самым сложным видом работы, но и даст наибольшие возможности для проверки знаний учащихся, уровня их подготовленности с разных сторон. Выпускнику будет предложено выбрать одного из трёх указанных в задании исторического деятеля и написать его исторический портрет. В своём ответе учащийся обязательно должен указать: 1) время жизни исторического деятеля, но точного указания лет жизни не требуется (например, П.Д.Киселёв – время активной деятельности в 1830–1840-е гг. при Николае I; для правителей будет достаточно указать период правления); 2) основные направления деятельности исторической личности (события, достижения и т.п.); 3) основные результаты деятельности исторической личности. Максимальный балл за С6 – 5 баллов. Предполагается, что это задание будет оцениваться критериально:
Стоит учитывать, что в случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов). Поскольку задание предполагает ответ в свободной форме, то следует помнить, что основой любого научного сочинения является логическая пара «тезис-аргумент», то есть когда формулируется не только идея, но и приводятся аргументы в её защиту. Один аргумент – это всего лишь отдельный пример, иллюстрация. Тезис может быть призван обоснованным, когда приведены несколько аргументов. Крайне желательно в качестве доказательств использовать конкретные факты, а не только авторитетное мнение (особенно оценочного характера). Таким образом, историческое сочинение приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
Например, при характеристике Екатерины II можно указать, что одним из направлений её деятельности был крестьянский вопрос. Екатерина II не раз осуждала жестокость крепостного права. Она провела конкурс Вольного экономического общества по вопросу о том, следует ли крестьянам владеть недвижимым имуществом, поставила вопрос о положении крестьян перед Уложенной комиссией, подготовила Жалованную грамоту государственным крестьянам, однако не опубликовала её. На практике в её царствование положение крестьян стало ещё более тяжёлым, крепостное право было распространено на Украину. Ряд историков полагает, что Екатерина желала облегчить положение крестьян, но не решилась на это, боясь сопротивления дворянства, другие считают, что её рассуждения о пагубности крепостного права были лицемерием. В любом случае оцениваться будут не мнения историков или выпускника, а их доказательность, т.е. факты и аргументы. Если, допустим, при характеристике Ивана IV высказывается тезис, что он «укрепил самодержавие» или «ослабил свою власть», то для признания подобных утверждений в качестве результатов деятельности в ответе должны быть обязательно приведены аргументы (факты, направления, события, достижения и пр.). Для получения максимального балла выпускник должен отметить как отмену кормлений, создание приказов, военную реформу, передачу местного управления в руки выборных лиц – для периода Избранной рады, так и массовые казни служилых людей, подчинение церкви государственной власти в результате действий митрополита Филиппа, ликвидацию Старицкого удела, освобождение государя от необходимости «советоваться» с боярами и митрополитом – в результате опричнины, тем самым указав на противоречивость результатов деятельности Ивана IV на разных этапах царствования. Необходимо учитывать, что для получения максимального балла по критерию № 2, следует указывать все основные направления и результаты деятельности. Например, если при характеристике Дмитрия Донского будет указано, что он отразил литовскую агрессию; боролся за укрепление Москвы; построил каменный кремль, но не будет указана его борьба с Ордой и победа в Куликовской битве (1380 г.), то такой ответ не получит максимального балла по критерию № 2. Выпускнику следует избегать фактических ошибок, поскольку даже если эти ошибки и не приведут к искажению ответа (допустим, небольшая ошибка в датах каких-либо событий), то все равно произойдёт потеря баллов. Экзаменуемый при выборе исторического деятеля для написания его исторического портрета в форме небольшого сочинения должен осознавать, что количество необходимых направлений, событий, фактов, результатов и т. п. в ответе очень сильно может отличаться по объёму для получения максимального балла за задание С6. Целесообразно выбирать исторического деятеля, при раскрытии деятельности которого выпускник сможет проявить лучше свои знания, эрудицию, творческие способности. Работу над написанием исторического сочинения необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков – одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания. Как правило, оценки деятельности исторических личностей носят проблемный, иногда дискуссионный характер. Полезно на черновике и свободной форме выписать всё, что может понадобиться: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать всё, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Например, если будет выбран М.М. Сперанский, то в черновике следует кратко записать основные положения, которые могут охарактеризовать его деятельность:
Следующий этап – привести весь этот «хаос» в порядок, выстроить аргументы, факты, теоретические положения, понятия, термины в логической последовательности. Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступление фокусирует в себе хронологические рамки активной деятельности исторической личности, концентрированно указывает на её характеристики (положение деятеля, ключевые направления и результаты). Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая все рассуждения, выделенные направления, приведённые факты, события, аргументы, результаты деятельности. Учащимся необходимо знать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Также следует соблюдать нормы литературного русского языка. При характеристике исторического деятеля можно использовать следующий алгоритм: 1) время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала деятельность и т.д.); 2) социальное происхождение (условия, в которых формировались характер, взгляды; влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности); 3) цели и особенности деятельности, представительство интересов социальных групп; 4) личные качества и степень их влияния на деятельность исторической личности; 5) основные направления деятельности (события, достижения и т. п.); 6) средства и способы, которые использовались для достижения целей, соответствие их требованиям времени; 7) основные результаты деятельности; причины успеха (неудач); 8) роль и значение в истории (влияние исторической личности и ее деятельности на дальнейший ход событий). Качественно написать портрет исторического деятеля – сложная задача. Обучение приёмам работы с подобным типом заданий требует значительного времени и сил, поэтому данное направление подготовки к экзамену рекомендуется отрабатывать в течение 10–11-х классов, по мере прохождения тем исторического курса. Написание исторического сочинения – самое сложное задание ЕГЭ по истории. Между тем, задание С6 – это ценный инструмент измерения уровня исторической подготовки учащихся. Систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным школьным историческим образованием. Примерный перечень исторических деятелей (Курсивом выделены исторические деятели, вероятность появления которых в КИМах и ЕГЭ по истории маловероятны. I. Русь в IX – начале XII в.
II. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
III. Российское государство во Второй половине XV – XVI вв.
IV. Россия в конце XVI – XVII вв.
V. Россия в конце XVII – XVIII вв.
VI. Россия в первой половине XIX в.
VII. Россия во второй половине XIX в.
VIII. Россия в первой половине XX в.
IX. Россия во второй половине XX – начале XXI вв.
Примеры исторических портретов 1. Владимир Святославович – великий князь Киевский, правивший с 980 по 1015 гг. После смерти Святослава в 977 году Владимир участвовал в княжеской междоусобице, одержал победу над старшим братом Ярополком. Основные направления и результаты деятельности: 1) Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. 2) Жесткий характер политики Владимира ярко проявился в реформе религии. Сначала князь решил превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого в 980 г. он насильно установил в Киеве и Новгороде культ главного дружинного бога Перуна. Около 988 года язычество было заменено христианством, которое Владимир принял из Византии после захвата греческого города Херсонес в Крыму и женитьбы на сестре византийского императора Анне. Причинами, побудившими Владимира крестить Русь, были необходимость укрепления власти киевского князя, развитие отношений с христианскими странами, приобщение к византийской культуре. Значения принятия христианства: а) укрепление государства и власти князя; 3) При Владимире был заново укреплён и застроен каменными зданиями Киев, достроены новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.). Симптомом будущих княжеских распрей стало выступление против Владимира его сына Святополка. В целом время княжения Владимира является периодом подъёма Древнерусского государства, поскольку происходит развитие культуры, земледелия, ремесел, становление феодального строя, успешны и завоевательные походы. 2. Андрей Боголюбский – князь Владимиро-Суздальский и великий князь Киевский (1157–1174 гг.), старший сын Юрия Долгорукого. Основные направления и результаты деятельности: 1) После смерти Юрия Долгорукого в 1157 г. Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он принял титул князя Ростовского, Суздальского и Владимирского. Опираясь на свою дружину («милостников») и Владимирских горожан, в 1162 г. Андрей изгнал из пределов Ростово-Суздальской земли бывших отцовских дружинников и князей из других колен Рюрика. Став «самовластием всей Суздальской земли», он перенёс столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию – в Боголюбово-на-Нерли, по которому и получил своё прозвище. 2) Несмотря на отказ приехать в Киев, Андрей вовсе не собирался отказываться от властных полномочий верховного правителя Древнерусского государства и вёл борьбу за укрепление своей власти. С 1159 г. упорно боролся за подчинение Новгорода своему диктату и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 г. войска Андрея Боголюбского взяли восставший против его власти Киев. 3) Около 1160 г. Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире митрополию, независимую от Киевской, но просьба эта была отвергнута. 4) В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 г. были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе Успенский собор (1158–1161 гг.), церковь Покрова-на-Нерли (1165 г.), Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбове (1158–1165 гг.). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал строить владимирские храмы западноевропейских зодчих. Тенденция к культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. Например, по инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского. 29 июня 1174 г. князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. 3. Иван III Васильевич – великий князь Московский (1462–1505 гг.), старший сын Василия II Васильевича Тёмного. Основные направления и результаты деятельности: 1) В княжение Ивана III начинает складываться централизованный аппарат власти: зарождается приказная система управления, был составлен Судебник 1497 года. Получило развитие поместное землевладение и возросло политическое значение дворянства. 2) Иван III боролся с сепаратизмом удельных князей и значительно ограничил их права. К концу правления Ивана III многие уделы были ликвидированы. 3) Важнейшим достижением стало свержение татаро-монгольского ига. При широкой поддержке всего русского населения Иван III организовал прочную оборону против нашествия хана Ахмата (стояние на р. Угре в 1480 г.). 4) В княжение Ивана III вырос международный авторитет Русского государства, установились дипломатические связи с папской курией, Германской империей, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном, Крымом. 5) При Иване III началось оформление полного титула великого князя «всея Руси» (в некоторых документах он именуется уже царём). Вторично Иван III был женат на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора. 6) В годы правления Ивана III развернулось большое строительство в Москве (Кремль, его соборы, Грановитая палата); построены каменные крепости в Коломне, Туле, Ивангороде. 7) При Иване III сложилось территориальное ядро Русского централизованного государства: к Московскому княжеству были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородская республика (1478), Тверское княжество (1485), Вятская (1489), Пермская и большая часть Рязанской земель. Было усилено влияние на Псков и на Рязанское княжество. 8) После войн 1487–1494 и 1500–1503 гг. с Литовским великим княжеством к Москве отошёл ряд западных русских земель: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск. После войны 1501–1503 гг. Иван III вынудил Ливонский орден платить дань (за Юрьев). Таким образом, Ивана III можно назвать выдающимся государственным деятелем, который проявил незаурядные военные и дипломатические способности. 4. Разин Степан Тимофеевич – донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания в 1670–1671 гг. Основные направления и результаты деятельности: 1) В 1663 г., возглавляя казачий отряд, Разин совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар. Благодаря своей удачливости и личным качествам, получил широкую известность на Дону. На характер и умонастроение Разина оказала прямое влияние казнь в 1665 г. его старшего брата Ивана по приказу воеводы князя Ю.А. Долгорукова за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков. 2) В 1667 г. Степан Разин становится походным атаманом крупного отряда казаков. Во главе отряда он совершил в 1667–1669 гг. знаменитый поход «за зипунами» по Волге на берега Каспийского моря в Персию. Взяв крупную добычу, он вернулся из похода и обосновался в Кагальницком городке на Дону. Резко возрос его авторитет на Дону, в стан к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России. 3) Весной 1670 г. он возглавил новый поход на Волгу, ряды Разина постоянно ширились, в его руках оказалось всё Нижнее Поволжье. Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Целями восставших были: а) захват Москвы; Главные силы восставших не смогли взять Симбирск, и здесь же правительственным войскам удалось нанести поражение разинцам. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок. 4) В 1671 г. на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали и авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между разинцами и низовыми казаками. После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман К. Яковлев нанёс ответный удар. 16 апреля низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченных в плен Разина и его младшего брата Фрола выдали московским властям. После пыток 6 июня 1671 г. оба брата были публично казнены в Москве возле Лобного места. 5. Павел I – российский император в 1796–1801 гг., сын Петра III и Екатерины II. Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. Воспитателем был Н.И. Панин, сторонник Просвещения. Павел получил хорошее образование. Первоначально его отношения с матерью после её восшествия на престол в 1762 г. были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина II опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал всё более критически оценивать политику матери. Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал в Гатчине свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы. Приход Павла к власти в ноябре 1796 сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть всё сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений – преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа. По первому из них Павел значительно усилил значение генерал-прокурора Сената, придав ему фактически функции главы правительства, соединив их с функциями министров внутренних дел, юстиции и частично финансов. Был восстановлен ряд ранее ликвидированных коллегий. Одновременно император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. В 1797 г. было создано министерство уделов, ведавшее земельными владениями царской семьи, а в 1800 г. – министерство коммерции. Еще более решительно Павел исправился с созданной Екатериной системой местных учреждений: частично было упразднено городское самоуправление, социальное обеспечение, некоторые низшие судебные инстанции и др. Одновременно ряду национальных окраин империи (Прибалтика, Украина) были возвращены некоторые традиционные органы управления. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 г. закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 г. В области сословной политики Павел предпринял ряд шагов по наступлению на «дворянские вольности». В 1797 г. был объявлен смотр всем числящимся в полках офицерам, а не явившиеся были уволены в отставку. С 1799 г. вводился порядок перехода с военной службы на гражданскую лишь с разрешения Сената. Не служившим государству дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности; вопреки законодательству Екатерины II в отношении дворян применялись телесные наказания. В то же время Павел старался ограничить приток в ряды дворянства недворян. Его основной целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Столь же противоречивой была и политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 г. произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 г. отменён введённый Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. Вместе с тем в 1797 г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, а в 1798 г. » украинских крестьян без земли. В 1797 г. Павел издал Манифест о трёхдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда. |
|
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz |