Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Научно-методическая деятельность

     В 2009 – 2012 году методическое объединение учителей истории и обществознания Лицея работало над реализацией нескольких направлений региональной образовательной политики: 1) компетентностно-ориентированное образование; 2) предпрофильная подготовка и профильное обучение; 3) использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; 4) обучение одарённых детей.  В соответствии с образовательной программой МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области» мной был избран научно-методический комплект, в значительной степени отвечающий требованиям предпрофильного и профильного обучения в старшем звене школы с учётом необходимости внедрения в процесс обучения информационно-коммуникативных технологий и ориентации на подготовку к сдаче экзаменов в форме ГИА в 9-х классах и в форме ЕГЭ в 11-х. Поэтому одним из критериев выбора стало наличие мультимедийного сопровождения избранных учебников. Так, например, выбор учебника истории для 9-го класса («История России ,XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /   А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005) определён наличием его электронной версии и методических разработок к ней (Несмелова М.Л «Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника «История России. ХХ век»»). Учебный комплект по обществознанию  выбран с учётом сопровождения его мультимедийным учебным пособием, подготовленным в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной  среды (2001 – 2005 годы)». Мультимедийное пособие предназначено для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательной школы и предназначено для использования с любым учебно-методическим комплексом. (В том числе подходит как сопровождение к темам учебного пособия по обществознанию для 10-11 классов: Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2007. – 2-е изд., испр. и доп.). Авторы издания: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др. На выбор учебного комплекта указанных авторов повлиял и многолетний опыт использования их учебников, положительные результаты обучения истории России в 6 – 9 классах, а также то, что в профильных классах используются учебники, одним из авторов которых является А.А. Данилов. То есть и в 10-11 классах сохраняется тот концептуальный подход к историческому образованию, который существовал на более ранних этапах обучения школьников ( Отечественная история XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / [А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар и др.]; под ред. А.О. Чубарьяна. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006.; Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007; Россия и мир в XX – начале ХХI века: 11 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2007 используется в качестве вспомогательной литературы.).

     Выбор учебно-методического комплекта по истории и обществознанию соответствует образовательной программе лицея, направленной на личностно-ориентированный подход к процессу обучения в условиях предпрофильной подготовки и профильного образования.  

     Высокие результаты внедрения в образовательный процесс современных методик и успешная реализация нескольких направлений образовательной политики (компетентностно-ориентированное образование; предпрофильная подготовка и профильное обучение;  использование информационно-комму-никационных технологий в образовательном и воспитательном процессе;  обучение одарённых детей)  позволили успешно пройти отбор межмуниципального конкурса (региональный уровень) «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ-2009» в номинации «Урок с использованием ИКТ» (2009 г) и муниципального профессионального педагогического конкурса «Педагогический олимп» (2011 г.) и стать победителем этих конкурсов.  В 2012 г. участвовал в областном конкурсе «Методическая шкатулка» в номинации «Делаем учебный фильм» с  учебным фильмом  История Древнего мира. 5 класс. Тема: "Древнейшие люди"  db.tt/t8XnvPro  и методической разработкой его проведения (план-конспект урока и методические рекомендации к его проведению) http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,74128/

    Созданные мной ЦОР размещены на учительском сайте (Pedsovet.org и kopilkaurokov.ru)

    Результаты использования мной в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий в 2009-2012 гг. неоднократно были представлены на региональном уровне, что подтверждается сертификатами участия в выездном заседание Учёного совета ГОУ ДПО СарИПКиПРО (2009) с выступлением на тему «Роль сетевого профессионального сообщества в системе повышения квалификации». На областном семинаре для учителей истории и обществознания «Творческая мастерская инновационного педагогического опыта учителей-победителей ПНПО «Современные технологии преподавания предметов гуманитарного цикла»  с использованием ДОТ (2009) мной был дан открытый урок «Политический режим». Цель: распроспространение опыта использования авторских ЦОР в ходе аудиторного занятия. На областном семинаре «Региональный клуб «Молодость – современная модель повышения квалификации педагогов» (2010) показан мастер-класс использования ИКТ в ходе мастерской построения новых знаний (тема «Тоталитаризм»). В марте 2010 г. я выступал на областном педагогическом форуме по вопросам развития школьного образования в Год учителя  ( Кабанова И. Год воодушевления // Неделя области № 14 (501) от 10 марта 2010 г.). В ноябре 2010 г. в составе делегации лучших учителей Саратовской области участвовал в Первом межрегиональном Приволжском учительском форуме, проходившем в Пензе в рамках Года учителя (http://www.saratov.gov.ru/region/nacproject/educational/detail.php?ID=54542).  Мной был дан открытый урок «Образование государства у восточных славян». Разработка занятия размещена на российском учительском сайте. (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,41842/Itemid,6/). 

   За последние три года я также в ходе работы районного методического объединения учителей истории и обществознания давал матер-классы и открытые уроки, на которых был продемонстрирован опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий и дифференцированного подхода к обучению истории и обществознанию в основной школе и в профильных социально-гуманитарных и социально-экономических классах Лицея.

Тема

Форма распространения

Дата

Уровень

«Роль сетевого профессионального сообщества в системе повышения квалификации»

Выступление

 

 

31 марта 2009 г.

Региональный. Выездное заседание          Учёного совета ГОУ ДПО СарИПКиПРО

«Творческая мастерская как технология преподавания истории и обществознания»

 

Открытый урок

«Проблемы происхождения искусства»

15 мая 2009 г.

VI cлёт областном слёте победителей и лауреатов конкурса «Учитель года»      

«Творческая мастерская как технология преподавания истории и обществознания»

Из опыта работы.

Мастер-класс

29 октября 2009 г.

Районное методическое объединение учителей истории и обществознания

«Политический режим». Использование авторских ЦОР в ходе урока.

Открытый урок

9 декабря 2009 г.

Областной семинар для учителей истории и обществознания          «Творческая мастерская инновационного педагогического          опыта учителей-победителей ПНПО «Современные технологии  преподавания предметов   гуманитарного цикла»  с использованием ДОТ             

Использование ИКТ в ходе мастерской построения новых знаний («французскоой мастерской»).

Мастер-класс. «Тоталитаризм»

12 марта 2010 г.

  Областной семинар «Региональный клуб «Молодость – современная модель повышения квалификации педагогов»  

«Современный кабинет истории. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании истории». Из опыта работы

Презентация

3 ноября 2010 г.

 

Муниципальный семинар. 

Информационно-коммуникативные технологии в преподавании истории

Мастер-класс

«Путешествие по Средневековью»

12 марта 2011

Муниципальный. Мероприятие в рамках работы ресурсного центра на базе МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»

«Системно-деятельностный подход на примере изучения темы «Реформы Петра I»

Открытый урок

«Реформы Петра I»

14 марта 2012 г.

Муниципальный семинар-практикум заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, учителей социально-гуманитарного цикла              по теме «Системно-деятельностный подход – основа ФГОС»

«Логические опорные конспекты как средство подготовки к ЕГЭ по истории» Мастер-класс 25 сентября 2013 г. Курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания «Теория и методика преподавания истории и обществознания»
Представление инновационного педагогического опыта 27 сентября 2013 г. Вебинар «Системно-деятельностный подход как основа построения ФГОС нового поколения»
 «Государство. Обществознание 9 класс»  Мастер-класс 30 сентября 2013 г. Курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания «Теория и методика преподавания истории и обществознания»

 

  

     В качестве средства педагогической диагностики мной избрана рейтинговая система оценок достижений учащихся, успешно апробированная в ходе элективных курсов. В 9-11 классах на неаудиторных занятиях и занятиях по подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ я использую электронные версии контрольно-измерительных материалов. Оценка готовности освоения тем и разделов учебного материала, сформированность навыков работы над заданиями повышенной сложности (часть С) диагностируется посредством проверки эссэ (обществознание), выполнения заданий творческой направленности. В помощь старшеклассникам на моём сайте размещены материалы для подготовки к итоговой государственной аттестации. Диагностические и тренировочные работы, аналогичные по структуре материалам ЕГЭ, проводятся после изучения каждой темы и раздела.