Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конструктивная функция конфликта в социологии, педагогике и психологии

функция конфликта

Эмпирические наблюдения показывают, что  большинство людей воспринимают ситуацию как конфликтную, в случае, если они при существующем порядке не достигают своих целей или теряют свои позиции в   социальных и функциональных отношениях.   И тогда появляется НЕКТО (враг, конкурент, оппонент, недоброжелатель и пр.) против которого начинаются разворачиваться  противодействия, приводящие к конфликту в разных формах его проявления: осознание противоречий, недовольство, разногласие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, агрессия.  В общественном сознании доминирует         традиционное представление о конфликте, как   о нежелательном и негативном  явлении,  и тому есть три основные причины: [13]

  • конфликт отождествляется с насилием и разрушительной агрессией;
  • конфликт нагружен отрицательными смыслами, поскольку для большинства людей результаты конфликта — это потеря здоровья, стрессы, распад семьи, творческих коллективов, уход самых лучших специалистов из организации и множество других негативных последствий;
  • отношение к конфликту формируется исходя только из личных интересов и потребностей.

В социальной жизни существует множество разных регулятивных механизмов, снижающих острые формы конфликтного взаимодействия, что приводит к согласию в обществе, но не позволяет  перевести «конфликт» в область мышления и помыслить его.

Несмотря на общественные стереотипы (в которых, конфликт   всегда ассоциируется с насилием, агрессией и с уничтожением одной из сторон), социологи, педагоги и психологи выявили конструктивную функцию конфликтов в обществе.  Как показывает практика, и подтверждают исследования,  конфликт   не всегда дисфункционален (разрушителен)  для отношений  внутри социальной системы, в которой  он происходит.[14]

козерРазвитие конфликта, как динамической системы, зависит от множества условий конкретного взаимодействия – сторон-субъектов, предмета, содержания, ресурсов, среды, обстоятельств «места и времени» и т.п.[15]   Например,   Зиммеля Г.  считает, что  конфликт функционально имманентен культуре, т.е. культура и  конфликт существуют за счет друг друга  и их существование невозможно друг  без  друга. Ключевой функций конфликта  является функция баланса и удержания  целостности, гармонизации общества. Назначение конфликта заключено в  обнаружении противоречия, конфликт является формой жизненной динамики  («конфликт питается энергией жизни»), он и есть сама жизнь, но жизнь  человеческая, культурная. [16]    Конфликт   обнажает, проявляет стереотипы, мифы, слухи, факты и т. д., т. е. позволяет сделать видимым то, что в силу разных обстоятельств в обыденной ситуации недоступно большинству людей, скрыто за завесой политкорректности.  Без конфликта может быть только натуральная жизнь  (жизнь в природе), поэтому культура,  жизнь и конфликт — это нераздельные понятия  и  конфликт не предназначен для разрешения. Г. Зиммель указывает на  признаки конфликта, которые можно рассматривать как: функционально- позитивные  (конструктивные): обнаружение противоречий, поддержание  и удерживание) баланса интересов и  сил, интеграция и  объединение,  вскрывающие противоречия, устраняющие их или частично разрешающие, тем самым способствующие развитию группы, организации и общества в целом. Перечислим основные позитивные функции конфликта:

  • конфликт устанавливает новые  границы социальной группы путем усиления самосознания ее членов и представлений о собственной идентичности,
  • конфликт  стабилизирует и регулирует отношения внутри группы, обеспечивая выход враждебным эмоциям, снижая социальное  и психологическое напряжение, мобилизуя внутренние ресурсы, развивая личностные качества участников конфликта,
  • конфликт   делает возможной оценку проявивших себя новых сил в организации и таким образом служит балансирующим механизмом, способствующим укреплению коллектива, в котором конкуренция является нормой корпоративной культуры,
  • конфликт заставляет каждую из  сторон, при относительном равенстве сил, предпочитать, чтобы соперник имел структуру организации, подобную имеющейся у нее, для того, чтобы достигнуть единых способов борьбы,
  • конфликт связывает антагонистов и объединяет противников,
  • общество  (группа) скреплено своими внутренними конфликтами,
  • конфликт сплачивает группу и сохраняет ее,
  • конфликт  амбивалентный процесс, в нем присутствует и объединяющие (неантагонистические)  и антагонистические элементы,
  • конфликт НЕ обязательно влечет за собой враждебность и агрессивность,
  • конфликт есть  показатель стабильных отношений,
  • конфликт с внешним миром (группами)  группами усиливает внутренние взаимосвязи группы,
  •  конфликт действует как стимул для создания новых правил, норм и институтов, как социализирующий агент для обеих противоборствующих сторон,
  • конфликт устанавливает и поддерживает баланс сил,
  • согласие нередко оказывается возможным только после того, как противники  померились силами,
  • конфликт не предназначен для разрешения   в том случае, если он выполняет функцию развития,
  • конфликт предназначен для разрешения    в том случае, если он выполняет функцию  стабильности.

Таким образом, если организация, как социальный институт соотносится с порядком и стабильностью, то конфликты   – это норма  в условиях развития и самоорганизации.

Конфликт может быть рассмотрен  как конструктивный механизм  социальной жизни в том случае, если    процессы организации и самоорганизации  как подсистемы составляют единое целое. Но это возможно лишь при условии признания того, что конфликты  — это нормальное явление в жизни каждого человека, группы, организации и общества в целом и что каждый человек имеет конституционное право защищать свои интересы.

Конфликт в педагогике  рассматривается как один из приемов достаточно обширного арсенала   методов   интенсивного мышления и коррекции поведения.   Это прием   травмирующий и неприятный. Тем не менее, необходимо рассмотреть его с разных точек зрения. Например, Макаренко А. считал, что при возникновении противоречия между требованиями общества и личности возникает опасность углубления и деструктивного обострения противоречия и конфликта. Не следует оберегать это «дефективное отношение», нельзя позволять ему расти, а необходимо уничтожить его, взорвать. Он назвал такой прием    «взрывом».  Если человек противостоит обществу и  доводит свои отношения до   последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между собой  и обществом, тогда главный вопрос на который ему необходимо ответить:  быть или не быть членом общества, уйти или остаться? [17]   Конечно, пример из практики воспитания  детей и подростков в детском доме, можно назвать жестким,  однако в   «методе взрыва» заложен большой психологический смысл. Этот метод  рассчитан  на то,   выбить  ученика из колеи привычного  течения жизни, при котором он свыкся с   отрицательным поведением,  заставить его почувствовать непреклонное намерение воспитателя любой ценой  изменить его поведение. А.С. Макаренко рекомендовал искусственно создавать подобные кризисные ситуации для того, чтобы ученик  имел возможность коренным образом измениться, перерасти и возродиться к новой жизни.

Современный исследователь Перре-Клермон Анна-Нелли выдвигает гипотезу, согласно которой именно конфликтный характер социального взаимодействия является источником его эффективности.[18]   Конфликт рассматривается, как детерминирующий фактор развития в социальном взаимодействии.  Разрешение конфликта предполагает создание систем, способных к их координации, построение новых интеллектуальных координаций у индивида. Конфликт заставляет испытуемого координировать свои действия с действиями других и тем самым вовлекает его в процесс децентрации, противопоставляющей его различным точкам зрения, которые он в состоянии принять только лишь благодаря когнитивной перестройке.

В процессе взаимодействия с другими людьми   ребенок и взрослый    обязаны принимать в расчет свои действия и действия своего партнера и выработать такую структуру, которая интегрировала бы имеющиеся различия. И в той мере, в какой человек овладеет необходимыми для решения операциями, противоречия  и различия  способствуют к побуждению  и  координации действий,  конструктивному  поиску выхода из конфликта. Результаты, полученные швейцарским психологом, позволяют сделать вывод, что разные когнитивные результаты обучения связаны не только с личностью ученика, а с деятельностью, со степенью его активности в обучении, освоения  им разных  социальных ролей, в зависимости от его знаний и навыков взаимодействия.

В педагогике конфликтные ситуации рассматриваются как возможность для  учителей «высветить» состояние отношений между детьми и подростками в школьной жизни (классе). Стихийно возникающие конфликты, проявляющиеся в острых формах, используются в педагогических целях.     Основная  задача учителя  – «активно вмешиваться в разбор конфликтной ситуации в случае ее обострения».[19]

В психологии (например, в терапии) конфликт как прием используется в целях коррекции поведения субъектов в разрешении реальных конфликтов. Одной из причин психических расстройств и недугов, в классической психодраме считаются ролевые конфликты. [20]  Исходя из представления о том, что человек «несет на себе отпечаток исполняемых им ролей»,  через роли можно раскрыть непосредственно индивидуальную структуру личности или конфликтующих партнеров. Ролевые конфликты могут возникнуть стихийно и могут разыгрываться с помощью специалистов в виде интерперсонального конфликта между разными людьми.  Гуманистическая психология,  ориентированная на актуализацию внутренних ресурсов человека использует метод «групп личностного роста» на принципе самораскрытия. Раскрываясь перед другими, рассказывая о своих глубоких и значимых переживаниях, чувствах, которые пациенты вызывают друг у друга, участники таких групп начинают лучше видеть, понимать и чувствовать самих себя, освобождаются от неадекватных психологических защит и барьеров самовосприятия, искажающих образ «Я». Признавая, что одним из необходимых условий развития и саморазвития является личностный риск, гуманистическая психология на первое место при использовании этого метода выдвигает принцип «не навреди».  Как показывает   в своих работах Мерлин В.С., внутренний конфликт представляет собой необходимое условие развитие самосознания личности.[21]   У человека, попадающего в ситуацию риска, активизируются рефлексивные процессы самосознания, позволяющие ему более осознанно и целенаправленно «выстраивать» свои действия, а  потому, развитие и разрешение конфликта представляют собой острую форму развития личности.  В психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется сама структура личности.    Представление о будущем личности, группы, организации и общества непосредственно связано с той ролью, которая будет отведена самоорганизации и конфликту в обществе.

Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) – Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (24.03.2015)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0