Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Задания для 10 класса. История России.

Задания для 10 класса.

 

  1. Расположите в хронологической последовательности события древнерусской истории Х века:

 

  1. крещение Руси при князе Владимире Святославовиче;
  2. князь Олег, объединив север и юг восточнославянских земель, объявил Киев своей столицей.
  3. поход Святослава против Хазарии;
  4. гибель князя Игоря в результате восстания древлян.

 

  1. Что из перечисленного ниже можно воспринимать как результат принятия христианства при князе Владимире?

     

  1. Киевская Русь познакомилась с наследием античности через

византийскую  традицию;

  1. принятие христианства  ослабило внешнеполитическое положение Древнерусского государства;
  2. церковь вступила в борьбу с княжеской властью;
  3. принятие христианства сделало Русь частью католического мира.

 

  1. Соотнесите даты и события

 

  1. 1242 г.                                                        А. Битва на Калке               
  2. 1223 г.                                                        Б. Ледовое побоище
  3. 1238 г.                                                        В. Вторжение монголо- татар на Русь
  4. 1240 г.                                                        Г. Взятие Киева монголо-татарами

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

4. Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и произведениями.

             Жанр                                                                                        Произведения

  1. Летопись                                                  А) «Поучение» Владимира Мономаха           
  2. Богословско-политическая речь                Б) «Житие князей Бориса и Глеба»
  3. Житийная литература                                В) «Слово о полку Игореве»
  4. Поучения, наставления                              Г) «Слово о законе и благодати» 
  5. Эпос                                                           Д)  «Хождение за три моря»

                                                                               

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

5. Кто из ниже приведенных исторических деятелей были современниками?

  1. К. А. Булавин и П. И. Багратион
  2. Ф. Ф.Ушаков и В. Г. Белинский
  3. Е. Пугачев и Екатерина II
  4. Ф. Ю. Ромодановский и Петр I
  5. А. В. Суворов и П. А. Румянцев
  6. С. Трубецкой и Н. Муравьев
  7. К. Д. Кавелин и Александр III
  8. Н. Г. Чернышевский и Петр III
  9. Николай I и М. П. Бестужев-Рюмин

 

  1. Прочитайте отрывок из исторического документа и определите, о каком событии идет речь. Укажите дату этого события.

«…Когда же оба войска, сильно утомившиеся, отдохнули в течение часа, король Карл возобновил сражение. Но его задела не столь храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов. Итак, так, с помощью этих и других больших пушек, которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа… и стрелявшими в шведов по 50 раз, они (московиты) уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие, голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты, часть же обратилась в бегство.

    Король же, когда кровь текла у него из недавно раненой и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля… И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя».

 

  1. Теория официальной народности включала в себя:
    1. разрешение крестьянским детям учиться в средних и высших учебных заведениях;
    2. соединение принципов православия, самодержавия, народности;
    3. осуществление преемственности между одноклассным приходским училищем, трехклассным уездным училищем и семиклассной гимназией;
    4. разрешение исповедания любой религии при условии, что она признает царскую власть и все существующие порядки

 

  1. Расставьте в хронологической последовательности:
    1. создание «Негласного комитета»;
    2. учреждение Госсовета;
    3. учреждение министерств;
    4. создание III отделения Собственной его императорского величества канцелярии.
  2. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из книги «От Руси до России» Л.Н. Гумилева.

 

     «В XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для Руси. К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев. Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня.

           В 1240 г. шведский флот вошел в устье Невы, подошел к месту впадения в нее речки Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород. В Новгороде, как и во всех славянских городах, не столько готовились к защите, сколько спорили между собой о том, с кем лучше связать свою судьбу-с суздальским князем Ярославом или со шведским королем. Пока новгородцы спорили, сторонники Владимиро-Суздальской Руси призвали на помощь молодого князя Александра Ярославича, известного благодарным потомкам под именем Александра Невского. Тогда ему шел лишь двадцать второй год, но это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное, настоящий патриот своей родины.

          Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой (…) Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась. Тевтонские рыцари в 1240-1241 гг. усилили натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. А в Пскове среди бояр обнаружилась сильная прогерманская партия. Опираясь на ее помощь, немцы к 1242 г. захватили этот город, а также Ям и Копорье и снова начали угрожать Новгороду.

             Освободив Псков, он двинулся на главные силы ливонцев, которые отступали, минуя Чудское озеро. На западном берегу озера, у Вороньего камня, немцам пришлось принять бой.

            (…) Поражение немцев на Чудском озере 5 апреля 1242 г. отсрочило их наступление на Восток- Drang nash Osten, -которое было лейтмотивом немецкой политики с 1201 по 1941 г.

             Надо сказать, что, выиграв это сражение, Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможность немецкого наступления, ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. Города-крепости Рига, Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступающего с Запада европейского рыцарства. При этом немцы могли постоянно пополнять свои войска, так как в XIII в. в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силам. Натиск западного суперэтноса на Русь был по-прежнему угрожающе реален.

            Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящие стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений Александра Невского».

 

  1. Какую угрозу автор считает самой опасной для русских княжеств в XIII веке?
  2. Почему угроза с Запада была серьезней и гибельней, чем монгольское иго?
  3. Какие качества полководца помогли князю Александру Невскому отразить вторжение с Запада?
  4. В чем состояло значение победы русских войск в Ледовом побоище?

 

  1. Эссе по высказываниям Д.С. Лихачева.

«Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, в наших силах не быть равнодушным к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении».

                                                     Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

Раскройте свое понимание этого утверждения в форме эссе.

Напоминаем: эссе - маленькое философское произведение, написанное в художественной форме. (100-200 слов).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (07.04.2015)
Просмотров: 780 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0