Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Система сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).

Система «сдержек и противовесов»

 

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Законода-тельная

……………………………………………

Право роспуска парламента у главы государсва.

Право veto главы государства на законы, принятые парламентом.

Возможность издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы.

Право законодательной инициативы у президента и правительства

Признание неконституционными законов, применяемых парламентом.

Судебная ответственность депутатов.

Исполни-тельная

 

Законодательное регулирование деятельности исполнительной власти. Вотум недоверия парламента правительству. Возможность выражения импичмента президенту.

Запросы и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по вопросам текущей политики. Парламентские слушания

 

Признание несоответствующими законам актов исполнительной власти. Судебная ответственность чиновников за должностные преступления

Судебная


Законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства. Амнистия. Назначение (выборы судей)

Назначение судей главой государства.

Право помилования у главы государства

…………………………………………………………..

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (17.04.2013)
Просмотров: 603 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0