Самопознание. - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт Риттера В.Я.

Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Самопознание.

Самопознание

История обращения к проблеме.

По легенде, рассказанной Платоном в диалоге «Протагор» (343а), «семь мудрецов» Древней Греции — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI век до н. э.) — «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения, в том числе «Познай самого себя» (др.-греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton). Изречения были высечены на колонне Дельфийского храма.

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII—XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.
 

Джон Локк утверждал, что человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. С его точки зрения, рефлексивное отношение к себе свойственно зрелой личности, причем далеко не каждой.


Иммануил  Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
 

Георг  Гегель рассматривал самосознание в развитии; при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности..

Когда начинается самопознание?

 

Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех — восьмимесячных младенцев.

 

В среднем до двухлетнего возраста дети, отлично узнающие других, не узнают себя на фотографиях, кинокадрах и даже в зеркале. Открытие своего облика, отраженного в зеркале, вызывает у ребенка удивление и восторг.

 

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.
Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса.

На первом этапе самопознания ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится к его телу, а что - нет.

Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле - как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам - как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его.

Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я» - своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я" (=> Сверх-Я) - осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

Значение самопознания

В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие». В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание даёт человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).

К областям самопознания относят сознание и бессознательное

 

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат «познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими»

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если  она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем  определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

    Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.

    Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.

    Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек  приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Я-КОНЦЕПЦИЯ содержит компоненты:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

 

Методы самопознания

 

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.

К средствам самопознания относятся:

  • Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
  • Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
  • Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
  • Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

  • индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
  • работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя

Самооценка

Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self-esteem). Широко используется термин самопринятие (self ассерtance) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков.

Формула самооценки

 

Вообще, понятие «самооценка» родилось около 100 лет назад, когда известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки: 

 

формула самооценки, завышенная и заниженная самооценка

 

Что означает эта формула? Самооценка это отношение уровня достижений к уровню притязаний человека.


Эта формула означает, что самооценка человека зависит от 2 вещей: от того, чего мы добились, и от того, чего бы мы хотели добиться.


Если мы добиваемся больше, чем ожидаем, у нас должна быть высокая самооценка. Если мы ожидаем от жизни больше, чем добиваемся, мы страдаем от низкой самооценки. По крайней мере, так должно быть согласно формуле самооценки.


Но есть вещи, которые не вписываются в эту стройную и логичную формулу. Например, такие понятия, как завышенная и заниженная самооценка.

 

Завышенная самооценка


Логичный вопрос - а как же завышенная самооценка? Неужели она появляется на основании многочисленных достижений и минимальных ожиданий (судя по формуле)? К сожалению, нет.


Понятие завышенной самооценки - явление, которое не подчиняется этой формуле. Слово «завышенная» означает преувеличенная, а значит - неадекватная.


Очевидно, что завышенная самооценка появляется у людей вовсе не из-за большого количества достижений.


Люди с завышенной самооценкой это обычно «жертвы воспитания», когда родители учат ребенка ценить себя «на вес золота» независимо от того, чего он достиг. И это, конечно, не совсем правильно. Почему?


Потому что завышенная самооценка мешает человеку адекватно видеть свои достижения и оценивать себя объективно. Это вызывает проблемы как в работе, так и в общении с окружающими.

 

Заниженная самооценка


Еще одно понятие, которое не подчиняется формуле самооценки - заниженная самооценка. Это более печальное явление, чем завышенная самооценка. Почему?


Потому что люди с завышенным самомнением живут в «приятном неведении». Это нельзя назвать правильным, но завышенная самооценка защищает многих людей от депрессии и приступов тревожности.


Что не так в случае с заниженной самооценкой? Когда у человека заниженная самооценка, его мнение о себе гораздо ниже объективной оценки. Часто люди с заниженной самооценкой склонны к излишнему «самокопанию» и «самобичеванию» без повода. Им часто кажется, что их достижений все еще недостаточно, чтобы высоко себя ценить.


К сожалению, люди с заниженной самооценкой, со всеми своими достоинствами и достижениями, не ценят себя объективно.
Обычно, причины заниженной самооценки кроются в воспитании, когда родители не учат ребенка ценить свои достижения и гордиться ими. В результате, человек себя не ценит по достоинству, даже когда для этого есть все причины.

 

Скромность или низкая самооценка?

 


Многие люди путают заниженную самооценку со скромностью. В чем разница? Скромный человек может иметь как высокую самооценку, так и низкую. Скромный человек просто «не кричит» о своих достижениях, но он может гордиться ими и обладать адекватной, а не заниженной самооценкой.

«Самоосознование»

 

Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии «самоосознавания». Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может также являться постоянной отличительной особенностью некоторых людей в сравнении с другими.

 

Факторы, которые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-концепции, — это

достижения;

интеллект и творческие способности;

возраст и уровень развития;

авторитаризм и догматизм;

семейные переменные;

пол;

межличностная аттракция (это понятие в психологии, которое определяет симпатию, привязанность, отношение между людьми);

расовый/этнический статус;

социально-экономический статус.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (19.10.2016)
Просмотров: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0