Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Русское искусство "Серебряного века"

Литература

Конец XIX – начало XX века

Реализм

Литературное направление

Представлено творчеством графа Льва Николаевича Толстого. С 1900 по 1904 г. он написал драму «Живой труп», повесть «После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат». За обличительную критику официальной церкви в романе «Воскресение» Толстой был в 1901 г. отлучён от церкви. Некоторые исследователи считают, что это обстоятельство лишило его возможности быть представленным к Нобелевской премии. В свои 80 лет писатель напечатал статью «не могу молчать!» в которой выступил против смертных казней, имевших место в послереволюционной России. Весь октябрь 1910 г. вплоть до своей смерти 28 октября Толстой работал над статьёй «О социализме», в которой выступил как философ со своими духовными исканиями и критикой социалистической утопии. Видя во всякой революции насилие, он писал: «Если бы и случилось то, что предсказывает Маркс, то случилось бы только то, что деспотизм переместился бы; то властвовали капиталисты, а то будут властвовать распорядители рабочих».

До конца своих дней Толстой исповедовал  одну мораль – непротивлеие злу насилием, считая, что одно насилие порождает другое. Последователей толстовской морали стали называть «толстовцами».

 

Модернизм (новый стиль)

Литературное направление

Имя талантливого русского писателя Леонида Андреева олицетворяет психологию русского модернизма, декаденства начала XX века. Творчество Андреева – это и символизм, и реализм, и экспрессионизм. Созданные им произведения: пьеса «Жизнь Человека», «Бездна», «Царь Голод», «Анатэма» и др. отражают ощущение российского безвременья той поры, предугадывают трагизм и безумие наступающего XX века.

Зрелая проза Андреева — это гиперболы стиля, сгущение «страшного» в жизни при отсутствии противоположного полюса (ср. знаменитую реплику Толстого: «он пугает, а мне не страшно»), стремление выразить новый смысл, пользуясь «складом готовых слов, приспособленных к среднему интеллекту» (Ю. И. Айхенвальд), и даже грубые просчеты вкуса, перекрываемые, однако, неизменно искренним «ужасом хриплым и смертным» (Блок). Духовная проблематика выступает в его произведениях в общедоступном и часто упрощенном виде, дистанция, отделяющая автора от смутных «мыслечувствий» широкой публики, минимальна. Это сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала 20 в. с репутацией «выразителя духа времени», поддерживаемой популярными газетами. Со временем в критике стали преобладать более суровые оценки. Наиболее адекватными представляются догадки И. Ф. Анненского о том, что, в отличие от Достоевского, Андреев «боится судить», ибо чувствует, что в любом случае «какая-то сила... заставит и простить и оправдать». Более или менее осознанно ставя под сомнение христианскую антропологию с ее императивным богоподобием человека (например, в переиначивающих и десакрализующих библейские сюжеты рассказах «Елеазар» и «Иуда Искариот и другие», оба 1906), Андреев приближается к пониманию личности как вместилища многих «правд», во многом предвосхищая направленность исканий литературы 20 в.

Драматургия

Релятивистский образ человека — пылинки в бесконечности космоса — наиболее рельефно реализован в пьесах Андреева, начиная с драмы «К звездам» (1905). Событием стали спектакли в театре В. Ф. Комиссаржевской и МХТ по его пьесе «Жизнь человека» (1906), где образ распорядителя жизненной мистерии (Некто в сером) выступал емким символом человеческой несвободы. Лучшие пьесы Андреева тяготеют к жанрам мистико-символистской трагедии или реалистической драмы, варьируют мотив отчуждения личности, распад «я»: «Царь Голод» (первая пьеса из нереализованной социально-философской драматургической тетралогии о судьбах человечества), «Черные маски» (обе 1907), «Дни нашей жизни», «Анатэма» (обе 1908), «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» (1912), «Тот, кто получает пощечины» (1916). Считая устаревшим психологический театр, Андреев в своей концепции «панпсихизма» (предвосхищающей экспрессионизм) отстаивал театр «внешней неподвижности», то есть пассивного существования человека, пронизываемого токами психических энергий — мистических, сновиденческих, подсознательных, исчезающих «в тихой глади небытия». Драмы «Реквием» (1913-15) и «Собачий вальс» (1916), наиболее последовательное воплощение этой концепции, были его последними художественными свершениями.

 

90-е годы XIX в

Символизм

Литературное направление

В 1892 г. В журнале «Северный вестник» была опубликована статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе», считавшаяся долгое время манифестом русских символистов. В 1894 – 1895 гг. В. Брюсов выпустил 3 сборника «Русские символисты», ставших основой деятельности модернистов вместе с журналом «Мир искусства» С. Дягилева.

Младшие символисты: А.Блок, А. Белый, В. Иванов, В. Соловьёв, Л. Эллис

1913

Акмеизм (от латинского acme – высшая степень чего-нибудь, цветущая пора

Литературное направление

Теоретическое обоснование в статье С.М. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и в статье Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм»

Н.Гумилёв, С. Городецкий, О. Мандельштам, (А. Ахматова, М. Зенькевич, Е.  Кузьмина-Караваева, Г. Иванов – объединение «Цех поэтов»)

1911

Эгофутуризм (философия индивидуализма и эгоцентризма; от латинского футуризм – будущее): «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея»- (кубофутуристы)

Литературное направление

Слово эгофутуризм впервые появилось в поэтическом словаре одного из участников кружка «Эго» Игоря Северянина (Игорь Лотарёв) в 1911 г.

Эгофутуристы:И. Северянин (до 1912 г.)В.Игнатьев, П.Широкий, В. Гнедов, Д. Крючков и др. «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич и др. «Центрифуга»: С. Бобров, Н.Асеев, Б. Пастернак. Кубофутуризм:  манифест «Пощёчина общественному вкусу» 1912. Д. Бурлюк, А. Кручёных, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Б. Лившиц, Е. Гуро, Н. Асеев.

1927

«Зелёная лампа»

Философско-литературный салон

Организатор Д.С.Мережковский;

Председатель Г.Иванов, секретарь В.Злобин

Членами этого эмигрантского салона создан «свой мир», подчинённый одному – «чувству утери родины»

1898

Кружок художников и литераторов, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства»-«мирискуссники»

Художественное объединение модернистов

Цель: противопоставление своего творчества «упорядоченному академизму» и «тенденциозности передвижников», уход от современности в мир прекрасного как главного средства преображения жизни, эстетическое постижение прошлых эпох.

Члены кружка: художники Д.Философов, В. Нувель, Н. Скалон, К. Сомов, Л. Розенберг, Л. Бакст, А. Нурок, С. Дягилев, Е. Лансере. Во главе с А. Бенуа. И. Левитан, В. Серов, М. Нестеров, К. Коровин, М. Врубель, Ф. Малявин, Н. Рерих, А. Головин, Б. Кустодиев. З. Серебрякова.

Начало XX века

Авангардизм

(фр. Avant-garde –

передовой отряд)

Условное наименование художественных движений, стремление к коренному обновлению художественной практики.

 

1907 г. – «Голубая роза» - кружок художников, объединённых влечением к выразительности художественной формы, к обновлению живописного языка: Н. Крымов, П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин, Н. Сапунов

1911 г. «Бубновый валет»- сезанизм и кубизм (западноевропейские направления в живописи, воспринятые русскими художниками): П. Кончаловский, И. Машков.

1912 г. «Ослиный хвост» - Н.Гончарова, К. Малевич, М. Шагал.

 

Живопись

Конец XIX – начало XX века

Реализм

Течение в живописи

Реалистическое направление в живописи представлял И.Е. Репин. С 1909 по 1916 г. он пишет много портретов: П.А. Столыпина для Саратовской городской Думы., Л. Толстого и В.Короленко, психиатра В. Бехтерева.

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности («Крестный ход в Курской губернии», 1880-83), работал над темой революционного движения («Арест пропагандиста», 1880-92; «Не ждали», 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («М. П. Мусоргский», 1881).

* * *

РЕПИН Илья Ефимович [24 июля (5 августа) 1844, Чугуев, ныне Харьковская область Украины — 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области], русский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.

Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

 

 

Импрессионизм (фр. – «впечатление»

Течение в живописи

К этому направлению в живописи относится творчество К. Коровина и В. Борисова-Мусатова. Картины Коровина получили определение «пиршество для глаз». Творчество Борисова-Мусатова – тоска по утраченной красоте, элегическая поэзия опустевших старых усадеб и парков. Мусатовский мир прибывает как бы вне времени и пространства.

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939), русский живописец. Брат С. А. Коровина. Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89). Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей.

БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович [2 (14) апреля 1870, Саратов — 26 октября (8 ноября) 1905, Таруса], русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи.

Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе.

Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.

 

 

 

Модернизм

Течение в живописи

Родоначальником модернизма в русской живописи считается М.Врубель. Художник почти никогда не не обращался к бытовому жанру, свой интерес он обращал к «вечным» героям и темам – к Демону и пророку, Фаусту и Гамлету. Культ красоты был для него своего рода религией, как и для многих людей того поколения. Но наряду с красотой проявлялась другая крайность – отчаяние и тоска, меланхолия и «божественная скука».

Во всём мире к стилю «модерн» художники пришли через преодоление импрессионизма, в России же сложилась особая ситуация: русская живопись, не пройдя ещё стадию импрессионизма, шагнула в модернизм. Поэтому эти два стиля как бы развивались параллельно.

 

Символизм

Течение в живописи

С традициями символизма связано творчество Н.К. Рериха. С 1910 г. он посвящает своё творчество древнему славянству и Древней Руси первых лет христианства.

 

Член «Мира искусства». С 1920-х годов жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией («Помни», 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой «космической эволюции». В 1924-1928 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-1935 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии (книги «Сердце Азии», 1929, «Врата в будущее», 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре — «Урусвати» (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов «Цветы Мории», 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: «Пути Благословения», 1924, «Твердыня Пламенная», 1932, «Нерушимое», 1936, «Алтай-Гималаи», на русском языке — 1974. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).

 

РЕРИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург — 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда.

Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-1897) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). Был членом объединения «Мир искусства», занимая пост его председателя в 1910-1918.

На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, «искания будущей жизни» (как он пишет в очерке «Иконы», 1910).

 

 

Примитивизм

Течение в живописи

Дореволюционное творчество П.Филонова соприкасается со стилем примитивизм. Тему и метод искусства Филонова можно определить словами Блока – «безличное вочеловечить»

Филоновский метод

В статье «Канон и закон» (1912) впервые изложил свою теорию аналитического искусства. Основной ее смысл можно определить как стремление выразить в живописи, пластике принцип органического роста художественной формы, адекватный свойствам и процессам, протекающим в природе. В этом состояла противоположность филоновского метода рациональным приемам кубизма, футуризма, геометрического беспредметничества. Первое объединение, созданное художником в 1914, называлось «Сделанные картины»; одним из главных положений своего аналитического метода он объявил «принцип сделанности»: кропотливая проработанность каждого квадратного миллиметра живописной поверхности была непреложным условием создания сколь угодно большой картины. «Тщательно сделанная вещь», картина должна была воздействовать на эмоции зрителя и заставлять его принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем. C редкостным профессиональным мастерством художник сочетал в своих работах экспрессионистическую остроту и неопримитивистскую архаизацию образов. Глубинные философско-культурологические размышления Филонова определили художественно-пластический строй картин «Запад и Восток», «Восток и Запад» (обе 1912-13), «Пир королей» (1913) и др. Тема современной городской цивилизации, в противовес героизации ее европейскими футуристами, была представлена русским мастером как источник зла, уродующий людей; антиурбанистический пафос определял смысловое звучание многих картин, в том числе работ «Мужчина и женщина» (1912-13), «Рабочие» (1915-16), рисунка «Постройка города» (1913) и др. В иной группе произведений — холстах «Крестьянская семья (Святое семейство)» (1914), «Коровницы» (1914), цикле «Ввод в мировый расцвет», вторая половина 1910-х, рисунках «Георгий Победоносец» (1915), «Мать» (1916) и др. — художник воплотил свои утопические мечтания о будущем воцарении справедливости и добра на земле.

 

 

Абстракционизм (от лат. – «удаление», «отвлечение»

Течение в живописи

Лидерами авангардизма в российской живописи стали В. Кандинский и К. Малевич. С момента своего зарождения абстрактная живопись развивалась по двум направлениям: у Кандинского недоступная пониманию разума (иррациональная) игра цветовых пятен, у Малевича – видимость рационально-геометрических построений («Чёрный квадрат»)

 

В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля ) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга «Мир искусства» («Дамы в кринолинах», масло, 1909, Третьяковская галерея).

Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.

Возникновение абстрактных произведений

В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.

Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами — цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.

 

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], русский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-1885). В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.

 

 

Авангардизм

Течение в живописи

Творчество К. Петрова-Водкина («Купание красного коня»)В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды («Сон», 1910; «Играющие мальчики», 1911; обе — Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915, обе — там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем», керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде», 1920, там же)

 

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября)1878, Хвалынск, ныне Саратовская область — 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.

Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование — в т. ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, с 1927 — в Детском селе (ныне Пушкин).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (09.10.2015)
Просмотров: 916 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0