Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Реформа органов управления Хрущёва. Целина и реформы в сельском хозяйстве.

Реформа органов управления Хрущёва

 

 

Первый этап реформы 1956 – 1957 гг.

 

Сущность реформы: формальная организационно-структурная перестройка аппарата государственного управления. В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации – перемещения функций оперативного руководства на уровень советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов.

      В 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС было отмечено, что ряд отраслей промышленности продолжает развиваться слишком медленными темпами. Было предложено: сократить формы отчётности и обязательных показателей при планировании; расширить права директоров предприятий в области планирования, строительства, регулирования штатов и зарплаты; на предприятиях – создавать производственно-технические советы во главе с главными инженерами; производственным коллективам предоставить больше самостоятельности в использовании средств предприятия для совершенствования техники и на культурно-бытовые нужды. На пленуме был снят тезис о том, что при социализме техника не устаревает. Для быстрейшего внедрения достижения науки и техники в народное хозяйство, в сентябре 1955 г. при Совете Министров СССР был образован Комитет по делам изобретений и открытий. Для координации научных исследований и руководства внедрением их результатов в производство создавался Государственный комитет СССР по новой технике, а при нём – институт научно-технической  информации. Были также пересмотрены условия социалистического соревнования, причём особое внимание обращалось на показатели, отражающие успехи борьбы за технический прогресс. Одним из первых шагов Хрущёва стала некоторая децентрализация власти:

1) Передача некоторых прав центра на места. 2) В 1956 г. увеличен процент отчислений по отдельным видам налогов в республиканские бюджеты 3) Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др.) 4) Было сокращено число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 г. до 23 в мае 1957 г.) при увеличении союзно-республиканских ( с 21 до 29).

 

Второй этап

1 июля 1957– октябрь 1964 гг.

 

    Второй этап заключался в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого(через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. законом «О дальнейшем совершенствовании организации управлении промышленностью и строительством» в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчинявшийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность и объём его реальных властных полномочий. Было создано 105 совнархозов (в РСФСР – 70, в УССР – 11, в Узбекской ССР – 4, в Казахской ССР – 9, в остальных союзных республиках по одному). Упразднялось 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство.

     С 1 июля 1957 г. союзные министерства были заменены на совнархозы, которые должны были устанавливать прямые связи между собой. Совнархозы были подчинены Советам Министров союзных республик. Они получали соответствующие права в области планирования, капитального строительства, организации производства, труда и заработной платы, материально-технического снабжения, финансирования и кредитования.

Итоги реформы:

I. Положительные: 1) Реорганизация системы управления дала определённый импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода; 2) усилилась специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов; 3) ускорился процесс технической реконструкции производства; 4) была достигнута значительная экономия за счёт удешевления управленческого аппарата.

II. Отрицательные:1) раздробленность руководства отраслями промышленности; 2) нарушению сложившихся экономических связей между предприятиями разных районов; 3) к задержке развития отраслевой специализации; 4) к затруднениям проведения единой государственной технической политики в масштабах отрасли;4) многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты, то есть рос бюрократический аппарат (в июне 1960 г. было образовано республиканское СНХ, а в марте 1963 г. – высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. – Совет народного хозяйства СССР; 5) усложнилась система общегосударственного планирования народного хозяйства; в феврале 1959 г. был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. 6) Система совнархозов способствовала усилению местных национально-клановых структур союзных республик, усилению местничества.  

     Переход к совнархозам не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народнохозяйственного комплекса страны в целом, а также его отдельных отраслевых комплексов. Госплан СССР фактически превращался в центральный элемент системы управления, а централизованное планирование становилось основным механизмом учёта отраслевого разреза в развитии экономики.

 

 

 

Целина и реформы в сельском хозяйстве.

 

      В августе 1953 г. На сессии Верховного Совета СССР выступает Г.М. Маленков, предлагавший программу «смены вех» в развитии советской экономики, главным содержанием которой являлось усиление личной заинтересованности производителя (особенно сельского) и перенесения центра тяжести в промышленности с приоритетного развития тяжёлой промышленности на лёгкую. Г.М. Маленков предложил: снизить сельхозналог, списать недоимки по налогам прежних лет, увеличить приусадебные участки, повысить заготовительные цены на сельхозпродукцию.

 3-7 сентября 1953 г. состоялся пленум ЦК КПСС по аграрным вопросам. Доклад Хрущёва, предлагавшего традиционный вариант развития сельского хозяйства, в основе которого было увеличение закупочных цен и ликвидацию долгов колхозов. Было принято решение о выделении дополнительных средств на развитие сельского хозяйства, ускорение темпов оснащения колхозов и совхозов техникой, повышение государственных закупочных цен : 1. на скот и птицу более чем в 5 раз, на молоко и масло – в 2 раза, на картофель – в 2,5 раза, на овощи – на 25-40%; поднялись закупочные цены на продукты, продаваемые сверх обязательных поставок: на мясо – на 30%, на молоко – в 1,5 раза. При этом государственные розничные цены остались прежними. Были снижены обязательные поставки колхозов, снижены налоги с приусадебных участков и с продаж на свободном рынке. Приусадебные участки колхозников, рабочих и служащих были освобождены от обязательных поставок мяса, списаны долги по поставкам прежних лет, вдвое снижен сельхозналог, отменён обязательный минимум выработки трудодней.

    Таким образом, решения сентябрьского 1953 г. Пленума ЦК КПСС были направлены на интенсификацию сельского хозяйства. Однако в дальнейшем развитие сельского хозяйства пошло по экстенсивному пути.

 

      В декабре 1953 г. министр сельского хозяйства СССР И. А. Бенедиктов направил в ЦК КПСС на имя Н,С, Хрущёва докладную записку, в которой предлагал увеличить производство зерна в стране за счёт распашки залежей, целинных земель, а также малопродуктивных лугов и пастбищ. Министр обращал внимание руководства страны на то, что с 1951 г. государственные заготовки в стране начали отставать от расходов хлеба. Опасную ситуацию, по мнению министра, следовало преодолеть за счёт дополнительной распашки за 1954 – 1960 гг. 30 млн гектаров под зерновые культуры. Хрущёв ухватился за это предложение. С декабря 1953 г. на страницах печати началось обсуждение вопроса об освоении целины. В начале 1954 г. проблема использования новых земель обсуждалась на всесоюзных совещаниях работников МТС, совхозов, передовиков колхозов различных краёв и областей. На февральском (23 февраля – 2 марта1954 г.) пленуме ЦК КПСС принято решение об освоении целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала.

Всего предполагалось освоить около 26 млн га земель в Поволжье, Сибири и Казахстане. Однако в 1954 – 1960 гг. было распахано 41, 8 млн га, в том числе 25,5 млн га – в Казахстане, остальное в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье.

    Главной ударной силой для осуществления этой широкомасштабной программы стали около 300 тыс «добровольцев» - в основном в возрасте до 25 лет. В результате освоения целины в сельскохозяйственный оборот было введено 42 млн гектаров пашни. К концу 50-х гг. здесь выращивалось почти 40% зерновых в СССР. Поначалу освоение целины дало немалый успех.: ежегодный валовой сбор зерна в стране в 1954 – 1958 гг. составил 6,7 млрд пудов против 4,9 млрд в предшествующем пятилетии. Целинные земли обеспечили приблизительно 40% сборов зерновых, а в урожайные годы – 50 – 60%. Среднегодовые сборы зерна составили в 1959 – 1964 гг. 129,3 млн т против 80,9 млн т в 1949 – 1953 гг. Основа успеха – поворот к материальной заинтересованности хозяйств (резкое повышение государственных заготовительных цен на зерно). Однако освоение целины проводилось чрезвычайными методами, что отмечал на XX съезде партии сам Хрущёв: «... если бы мы проводили освоение целины путём обычного, постепенного переселения трудящихся в новые районы, нам бы потребовалось огромное число людей, много средств и времени». Специалисты посылались на целину по разнарядкам райкомов, нередко вопреки желаниям людей; техники не хватало; сеть автомобильных дорог и других инженерных сооружений в районах освоения целины была крайне недостаточной или отсутствовала вовсе. Суровые погодные условия, отсутствие жилья, медпунктов, школ, клубов – всё это приводило к частой сменяемости кадров. Наличие в пахотных угодьях мягких почв при нарушении необходимых агротехнических приёмов их обработки приводило к пыльным бурям. Весной 1962 г. они охватили территории Казахстана, Алтая, Башкирии, Поволжья, ряда других районов освоения целины. Кратковременный подъём сменялся спадом. Возобладала прежняя практика – цены на горючее и сельхозтехнику непрерывно росли (после реорганизации МТС в 1958 г. их техника была продана колхозам), а цены на зерно оставались на прежнем уровне. За 1959 – 1963 гг. государственные задания в целом по СССР не были выполнены ни за год, а в 1963 г. расход хлеба из государственных запасов превысил заготовки. По итогам семилетия рост объёмов продукции сельского хозяйства составил 14% вместо 70% по плану. С этого же времени начинаются регулярные закупки зерна за рубежом. Провал целинной эпопеи стал одной из причин отстранения Хрущёва от власти.

     Лишь спустя несколько лет, когда на целине резко упала урожайность, Хрущев признал правоту специалистов, предлагавших: 1) внедрять паровые севообороты, сеять многолетние травы, применять мелкую пахоту, сочетать зерновое хозяйство с животноводством. 

 

    После выступления Н.С. Хрущёва на январском 1955 г. пленуме ЦК начинается так называемая «кукурузная кампания». За два года кукурузной эпопеи были засеяны 18 млн га (от Астрахани до Архангельской области).

 9 марта 1955 г. Началась реформа планирования сельскохозяйственного производства, предоставление больших прав колхозам.

14 июля 1956 г. принят новый Закон о пенсиях, предусматривающего увеличение их размеров и предоставление права на пенсию колхозникам в особо оговоренных случаях.

3 мая 1957 г. вышло постановление о преобразовании колхозов в совхозы.

     В 1950 – 1952 гг. в результате слияния нескольких хозяйств в одно число сократилось с 252 до 94 тыс. В 1957 г. их число составило 68 тыс., в 1960 г. – 45 тыс. Одновременно проводилось преобразование колхозов в совхозы. Укрупнение хозяйств затрудняло управление ими. Жителей стали сселять на центральные усадьбы, в результате обезлюдели многие отдалённые деревни, объявленные «неперспективными», перестали использоваться угодья вокруг них.

   1957 г. Хрущёв выдвинул авантюристическую программу «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!» Попытка в кратчайшие сроки увеличить производство мяса привели к так называемой «Мясной кампании». Попытка в кратчайшие сроки увеличить производство мяса привела к массовому забою и снижению поголовья скота. В связи с «мясной кампанией» стала известна «рязанская афера». Председатель обкома партии Рязанской области Ларионов за один год удвоил в 2 раза поставки мяса. Для этого под нож было пущено молочное стадо. Колхозников в принудительном порядке заставили сдавать личный скот колхозам, средства из областного бюджета, выделенные на социальную сферу и строительство, были использованы  для закупки скота в соседних областях. В результате «мясного рекорда» Ларионов получил звание Героя Социалистического труда. А на следующий год, когда потребовалось повторение рекорда, застрелился. Наряду с мясной кампанией началась и молочная. 

31 марта 1958 г. Упразднение МТС.

    Машинно-тракторные станции преобразовались в ремонтные. Само по себе это решение было разумным, поскольку механизаторы МТС, получавшие зарплату в зависимости от количества вспаханных гектаров, не были заинтересованы в качественной обработке почвы. К тому же колхозы теперь освобождались от диктата со стороны директоров МТС. Но реализация этой меры оказалась неудачной. Колхозам пришлось выкупать технику за один год, по высоким ценам, хотя износ техники был значительным. В результате многие колхозы, особенно слабые, разорились.

 

1958 г. сельским жителям стали выдавать паспорта, что означало их избавление от бесправия. Колхозники получили гарантированный минимум оплаты труда, причём часть её выдавалась в качестве ежемесячного аванса, а в конце года производился окончательный расчёт. В 1964 г. незадолго до отставки Хрущёва, были введены пенсии для колхозников.

 

1958 г. Хрущёв предпринял наступление на личные подсобные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставляли продавать личный скот своим предприятиям. Жителям городов и рабочих посёлков запретили держать скот на личных подворьях. Всё это объяснялось, с одной стороны, ошибочной уверенностью Хрущёва в незначительной роли личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве, с другой – его стремлением сконцентрировать все силы работников на труде в общественном хозяйстве.

     Всё это вызвало ускоренный отток населения в города. В 1960 – 1964 гг. Сюда переселились 7 млн сельских жителей, причём 6 млн составила молодёжь, которую влекли в город более высокие зароботки, квалифицированный труд, бытовой комфорт и разнообразие досуга.

 

1960 г. Деноминация. 1 руб. «старыми» деньгами обменивался на 10 коп. «новыми». Обмен проводился без ограничения. Одновременно были уменьшены в 10 раз все цены, зарплаты, налоговые и иные платежи, вклады в сберкассах и т.п. Тем не менее, деноминация вызвала инфляцию, причём вздорожали преимущественно дешёвые товары, что ударило по малообеспеченным слоям населения.

   

4 мая 1961 г. Принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с «паразитическими элементами»

Июнь 1962 г. Увеличение цен на масло и мясо на 25 – 30 %. Массовые протесты граждан.

1963 г. Продовольственный кризис в стране. Экологическая катастрофа, связанная с эрозией почв на целине.

 

    В начале 60-х гг. Хрущёв попытался вернуться к курсу сентябрьского Пленума 1953 г. в 1962 г. были повышены закупочные цены на мясо-молочную продукцию. В феврале 1964 г. Пленум ЦК провозгласил курс на интенсификацию сельского хозяйства (применение удобрений, орошение, комплексная механизация и химизация). Значительно возросли капиталовложения в сельское хозяйство. Однако принятые меры запоздали.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (12.04.2015)
Просмотров: 3570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0