Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с текстом. ГИА. Задание С. Обществознание

Прочтите текст и выполните задания.1 —6.

 

                 Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения. Отправляясь в магазин за покупками, приобретая билет на автобус, оплачивая коммунальные услуги, мы выступаем в качестве покупателей. Каждый из нас приобретает товары и услуги для того, чтобы удовлетворить какие-либо потребности. При этом чем меньше стоит товар, тем больше покупателей сможет его купить, и наоборот. Эта зависимость называется спросом. Спрос — это количество товара, которое потребители готовы купить по данной цене в данный момент времени. Чем выше цена, тем меньшее количество продукции приобретают покупатели. Чем ниже цена (до определённого предела), тем больший объём приобретается.

               Такая связь между ценой и количеством востребованной продукции характерна почти для всех товаров. Но есть и исключения. В условиях дефицита, экономической нестабильности рост цен вызывает увеличение спроса на товары первой необходимости длительного хранения.

               Существует и ещё целый ряд товаров, спрос на которые увеличивается с ростом цены. Это товары, связанные не с потреблением, а с накоплением — акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и другое. Все эти предметы приобретаются, как правило, для того, чтобы со временем перепродать их по более высокой цене. Поэтому и спрос на такие товары с ростом их цены увеличивается.

                  Со стороны продавцов наблюдается противоположная тенденция. Предлагаемый на рынке товар изначально был произведён. А значит, производитель и продавец уже понесли определённые затраты, причём один и тот же товар может быть произведён с разными затратами.  Одному производителю товар может обойтись дешевле, чем другому, а прибыль производителей может оказаться различной. Зависимость между количеством предлагаемого на рынке товара и его ценой называется предложением.

                  Рыночный механизм саморегулируется. Если цена, по которой продавцы предлагают свой товар, оказывается выше цены спроса, то на рынке возникают излишки товара, и продавцы будут вынуждены снижать цену и уменьшать предложение. Если цена предложения ниже цены, которую готовы заплатить покупатели и наблюдается высокий спрос на товар, на рынке возникает дефицит и производители (или продавцы) повышают цену и увеличивают объёмы производства. Таким образом, рынок всегда стремится достичь равновесия, то есть такого состояния, когда интересы продавцов и покупателей совпадают.

(По материалам энциклопедии для школьников)

 

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

 

План (возможный ответ)

 

I. Что такое спрос

II. Связь между ценой и востребованной продукцией

III. Взаимозависимость спроса на некоторые группы товаров

А) товары-заменители

Б) взаимодополняющие товары

IV. Зачем производители анализируют спрос

 

 2. Какова зависимость между ценой и количеством товара, востребованного потребителем? Какие два исключения из этой зависимости приведены в тексте?

 

С2.1. Зависимость: чем меньше стоит товар (до определённого предела), тем больше покупателей сможет его купить, и наоборот.

 

С2.2 Исключения:

А) товары первой необходимости длительного хранения в условиях дефицита

Б) товары, связанные с накоплением (акции, облигации, другие ценные бумаги; драгоценные металлы, произведения искусства, антиквариат и др.)

 

3. Что такое предложение? Как деятельность производителя влияет на цену товара?

 

Предложение – это это количество товара, которое производители  готовы продать по данной цене в данный момент времени. Или: «Зависимость между количеством предлагаемого на рынке товара и его ценой называется предложением»

 

А) Если производитель нашёл поставщика комплектующих или сырья с низкими на них ценами, то и его товар будет дешевле.

Б) Если производитель внедрил новую технологию и установил более современное оборудование, то его товар будет дешевле

 

 

4. Какие три состояния рынка указаны в тексте? С опорой на  текст и обществоведческие знания укажите, как каждое их этих состояний влияет на экономическое поведение потребителей.

 

А) Если цена, по которой продавцы предлагают свой товар, оказывается выше цены спроса, то на рынке возникают излишки товара, и продавцы будут вынуждены снижать цену и уменьшать предложение. Б) Если цена предложения ниже цены, которую готовы заплатить покупатели и наблюдается высокий спрос на товар, на рынке возникает дефицит и производители (или продавцы) повышают цену и увеличивают объёмы производства. В) когда интересы продавцов и покупателей совпадают, возникает равновесие на рынке, совершаются многочисленные сделки купли-продажи.

 

 

5. Используя знания курса и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами любые два способа, которыми производители воздействуют на формирование спроса.

 

 

А) фирмы-производители, продвигая товар на рынок, влияют на формирование предпочтений покупателей путём рекламы. Б) путём различных бонусов и дополнительных услуг, например, связывая себя с продавцом услуг связи договором, вы получаете по сниженной цене сам телефон В) путём демпинговых цен  

 

 

 

6. Существует мнение, что снижение цены товара ниже определённого предела приводит к уменьшению спроса на товар. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. 

 

Пояснение: в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышение спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена (парадоксом Гиффена), а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910 гг.). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - увеличивается (как в случае с картофелем). Подтверждение парадокса Гиффена наблюдается в современной России.

    Когда дорогостоящие товары пользуются престижным спросом, то и они при росте цен покупаются в силу фетишизации социального статуса. Эти товары ценятся по тому, насколько владение ими отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха. Характерно, что снижение цен на престижные товары может уменьшить их привлекательность и спрос на них. Такое отклонение на рынке получило название "эффект Веблена".

 

Правильный ответ:  Да, согласен, так как:  А) Чрезмерное снижение цены может вызвать у покупателя сомнение в качестве товара Б) Чрезмерное снижение цены может отпугнуть покупателей, ориентированных на престижные товары.

 

 

Правильный ответ: Нет, не согласен, так как: А) Снижение цены объективно расширяет круг потребителей Б) Люди с невысоким уровнем дохода смогут увеличить потребление товара после снижения на него цены

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (20.03.2014)
Просмотров: 16603 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: