Познание. Истина. 10 класс. - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт Риттера В.Я.

Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Познание. Истина. 10 класс.

Познание. Социальное познание

 
Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных  объектах. Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии - теории познания или гносеологии (греч. gnosis - знание и logos - учение).
Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?
Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. agnostos - недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Элементы агностицизма содержатся в релятивизме. Релятивизм утвеждает, что все в мире относительно. Релятивизм послужил источником скептицизма. Скептицизм - это философское направление, выдвигающее сомнение (особенно сомнение в надежности истины) в качестве принципа мышления.
Познание мира, построение образа этого мира необходимо для полноценной ориентации в нём, для достижения каких-либо целей. Выделяют два уровня познания: чувственный и рациональный.
 
Чувственное познание
Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств человека.
Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции, с другой - социального развития. С физиологической точки зрения, органы человека несовершенны. Так, термиты ощущают магнитное поле, а змеи ИК-излучение. Но органы чувств сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления организма к условиям внешней среды. Все сколько-либо значимые для организма внешние воздействия находили ответные реакции у этого организма, иначе эти организмы просто бы вымерли. Развившиеся таким путем биологические задатки оказались достаточными, чтобы обеспечить элементарную деятельность человека.
Но человек может расширить диапазон чувствительности. Во-первых, с помощью изготовления и применения разного рода приборов. Во-вторых, практика расширяет сферы чувственного познания. Например, сталевары, приобретающие в практике способность различать десятки оттенков красного, и др. В-третьих, с помощью мышления, которое обладает неограниченными возможностями для познания действительности.
Существует три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Ощущения (отражение отдельных свойств предметов) соответствуют определенным свойствам предметов; восприятия (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствуют системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, например, о его окраске.
Как же «работают» ощущения? Между ощущением и самим предметом существует несколько звеньев. Внешние воздействия в рецепторах превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на «язык» мозга, подвергают дальнейшей обработке, взаимодействуя с прошлыми следами.
Восприятия бывают зрительными, слуховыми, осязательными, вкусовыми, обонятельными. Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить следующие свойства восприятия.
Предметность. Мы воспринимаем конкретно что-то или конкретно кого-то.
Целостность. Образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.
Осмысленность. Предмет осознаётся как конкретный предмет.
Константность - фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.
Все отмеченные стороны ощущений и восприятий распространяются и на представления.
Третья форма чувственного познания - представление. Главное в представлении - это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается специфическое, уникальное, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.
Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и память позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление - это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.
В истории происходило деление качеств, которыми обладает предмет, на два вида: первичные (плотность, форма, объём) и вторичные (цвета, звуки и др.). Если первичные качества являются эффектом внутренних взаимодействий, то вторичные представляют  собой эффект внешних взаимодействий данной вещи с другими вещами. Качества первого рода называются предметными, качества второго рода - диспозиционными. Ощущения несут информацию о предмете и отражают как предметные, так и диспозиционные качества.
На ощущения и восприятия влияют:  эмоциональное состояние человека, его прошлый опыт и др.  Поэтому один и тот же цвет может быть связан с различными переживаниями, которые оказывают влияние на ощущения.
Роль чувственного отражения весьма значительна:
- органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению;
-  потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;
- органы чувств дают тот минимум информации, который необходим для познания объектов.
 
Рациональное познание
Рассмотрим следующий вид познания - рациональное познание. Оно позволяет преодолеть ограниченность чувственного познания.
Невозможно глубоко и всесторонне познать предмет только с помощью органов чувств. Рассмотрим недостатки чувственного познания.
1. Сущность предметов не совпадает с их внешним видом, который доступен познанию.
2. Сложные явления мира недоступны восприятию.
3. Восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент непосредственного воздействия на органы чувств человека. Но с помощью восприятия невозможно познать прошлое и предвидеть будущее.
Также необходимо отметить, что органы чувств дают однородный, хотя и единый образ отражаемого предмета. Рассмотрим следующий пример: при прикосновении к какому-либо телу рука дает ощущение тепла. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета, во-вторых, состоянием самого человека. Здесь обе зависимости выступают как одно целое и нельзя точно выявить какими же свойствами обладает изучаемый предмет.
Рациональное познание достигается посредством мышления. Определим мышление как активное стремление субъекта овладеть своими представлениями, понятиями и ожиданиями, необходимыми для его ориентации в мире.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает то, что дано в этих восприятиях. Проделывая все это с чувственно данными свойствами вещей, мышление раскрывает новые, непосредственно не данные свойства. (Например, увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер).

В восприятии свойства предметов даны в случайном и несущественном виде. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, отделив их от случайных совпадений.

Главное же отличие мышления состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе информации, полученной с помощью органов чувств, делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Выявляя необходимое и существенное, мышление переходит от единичного к общему. То, что является существенным, будет являться общим при изменениях несущественных обстоятельств. Например, для треугольника существенным будет являться наличие трех сторон и трех углов. Это же будет являться и общим моментом для всех треугольников.

Задача, получившая обобщенное решение, решена не только для данного частного случая, но и для всех подобных случаев. Мышление не решает одну и ту же задачу каждый раз снова. Оно в обобщенном виде раскрывает принцип решения задач и предвосхищает решение задач. Таким образом, мышление позволяет планировать различные действия.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. При помощи анализа и синтеза достигается более глубокое проникновение в суть вещей.

Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез - это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Мышление человека взаимосвязано с речью и языком. Чтобы что-то сказать, человеку необходим мотив как движущая сила высказывания. Следующим моментом является возникновение мысли или общей схемы того содержания, которое будет воплощено в высказывании. Затем эта мысль воплощается во внутренней речи человека. Проговаривая «про себя» человек правильно строит предложение, и только после этого появляется та речь, которую уже все слышат и воспринимают. Во внешней речи мысль окончательно уточняется для самого себя и, таким образом, можно утверждать, что речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Рассмотрим строение языка. Основной его единицей является слово. Каждое слово языка обозначает какой-то предмет. Оно же даёт возможность анализировать этот предмет, выделять главные его свойства, относить предмет к какому-то классу. Например, слово «растение». Это слово фиксирует общие признаки, которые присущи всем растениям (наличие корня, стебля и т. д.). Вышенаписанное позволяет ввести новый термин - «понятие».
Понятие - это элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.
Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления и в форме понятия. Пример, с одной стороны, представление об ученике Кузнецове, который отвечал вчера у доски, с другой стороны, понятие о том же ученике, которое включает обобщение всех его ответов за четверть.
В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, случайные и необходимые и т.д. Понятия бывают следующих видов:
Понятия, отражающие общее в предметах (мочка уха есть у каждого человека).
Понятия, охватывающие существенные признаки предметов (человек имеет сознание, общается с помощью языка).
Понятия, раскрывающие смысл (содержание), значение предметов.
Существует также и другие формы рационального познания: суждения и умозаключения.
Суждение - это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Высказывая суждения, мы пользуемся понятиями. Они являются элементами суждений. Суждения в отличие от понятий бывают истинными или ложными. Например, «железо есть металл» - истинно, а «бумага не горит» - ложно. Выражение «электропроводность всех металлов» суждением не является, т. к. оно не истинно и не ложно.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения. Это рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение. Умозаключение - это вывод нового знания. Умозаключением будет являться следующая операция.
Все металлы - проводники.
Медь - металл.
Медь - проводник.
Умозаключение предполагает доказательство.
Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и взаимообусловленности чувственного и рационального познания. Например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное пронизывают друг друга. Например, понятие «яблоко» ничего не говорит о конкретном яблоке, а восприятие яблока не дает образ (т. е. общие свойства) яблока. Только  в совокупности понятие и восприятие дают адекватный образ конкретного яблока.
Наличие в познавательном процессе двух относительно самостоятельных уровней (чувственного и рационального) обусловило существование и борьбу в истории философской мысли двух противоположных течений - сенсуализма и рационализма.
Сенсуализм (Д.Локк, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др.) подчеркивал особую роль человеческих чувств в познании. Его основное положение: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Как правило, сенсуализм означает философский материализм, поскольку он (сенсуализм) руководствуется идеей первичности материи как объекта познания человека. Однако в истории философии существовал и идеалистический сенсуализм. Его исходный тезис звучит более радикально: «Нет ничего, кроме моих ощущений». Такая точка зрения («мир есть мое «я») называется солипсизмом.
Рационализм (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Г.Гегель) всегда настаивал на особой роли разума как якобы наиболее достоверного источника человеческих знаний. Его исходный тезис звучит так: «Все, что есть в знании, получено посредством разума». Рационализм провозглашает безграничную веру в человеческий разум, его культ, высокую оценку знания как важнейшего источника общественного прогресса.
Результатом познания является знание. Оно представлено через систему символов, образов, суждений, понятий, теорий. Определим знание как некоторую информацию об окружающем мире, значимую для человека. Выделим несколько видов знания:
Научное знание. Оно подразделяется на две составляющие. Эмпирическое (опытное) знание о естественных процессах в природе и обществе, формируемое

на основе чувственного и экспериментального опыта и фиксируемое в специальных научных дисциплинах.

Теоретическое знание, фиксируемое в учениях и теориях, формируется через отделение субъекта от объекта и осмысление не только практики, но самого знания. Это знание составляет не только предмет науки. Оно наполняет идеологию, социальные и религиозные учения и философию. Но начальное приобщение к этому знанию происходит уже через школу и популярную науку.

Формами ненаучного знания являются следующие виды знаний:

Ненаучное в узком смысле слова, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;

паранаучное, как несовместимое с имеющимся научным знанием;

лженаучное, как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

антинаучное, как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.

В принципе, кроме знаний, получаемых с помощью чувственных и рациональных форм познания, можно утверждать, что знания можно получить и с помощью интуиции.

Интуиция

Интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции.

Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины.

Данные признаки отделяют интуицию от близких к ней психических и логических процессов.

Интуиция проявляется и формируется при: 1) основательной профессиональной подготовке человека, глубокого знания проблемы; 2) поисковой ситуации, состояния проблемности; 3) напряженных усилий по решению проблемы или задачи; 4) наличию «подсказки».
Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды.

Социальное познание

Социальное познание -  это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин.
1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.
2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.
3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.
Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.
Первичным и элементарным методом познания является наблюдение. Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание  касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает неважные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.
При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.
Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу,  эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..
Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.
1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.
2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».
3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный  эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.
4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент - эксперимент констатирующий, подтверждающий.
Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.
Другой метод - это моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует, например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений.
В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.
Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.
 
Вопросы для закрепления материала
1. Что такое познание и каковы основные подходы к определению содержания этого понятия?
2. Выделите системы чувственного познания и его формы.
3. Какова роль чувственного отражения и его недостатки?
4. На основании чего осуществляется рациональное познание?
5. Ответьте на вопрос, «что такое мышление?» и покажите на примере, как оно функционирует.
6. Сколько видов знаний вы можете выделить?
7. Расскажите об интуиции. Согласны ли вы с тем, что интуиция может выступать как вид познания?
8. Что такое социальное познание, и каковы его методы?
Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (18.10.2016)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0