Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Подводная лодка на пьедестале: история «С-56»

В планах командования нацистской Германии большое значение отводилось морским путям сообщения в Заполярье. Через порты северной Норвегии в Германию доставлялось стратегическое сырьё, шло снабжении немецкой горной армии, в норвежских портах базировался военно-морской флот, действовавший против союзных конвоев. Установление полного контроля над морскими путями в Заполярье означало уничтожение или, по крайней мере, ослабление Северного флота СССР.

  В 1941- 1942 г. Северный флот понёс значительные потери. Чтобы усилить его боевой состав, корабли пришлось переводить с других флотов. Осенью 1942 г. шесть подводных лодок направились с Дальнего Востока на Север. Это был первый за всю историю советского подводного флота столь долгий переход. Подводные лодки прошли через два океана – Тихий и Атлантический – и девять морей – Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Каждая из них пробыла в море более 2200 часов и оставила за кормой 17 тысяч миль.

    Отличная выучка подводников-тихоокеанцев, их стремление, их стремление сразиться с фашистами помогли успешно завершить поход. Первой 24 января 1943 г. пришла на главную базу Северного флота в Полярный подводная лодка «С-51» (командир капитан 3 ранга И. Ф. Кучеренко. Остальные лодки прибыли в марте - июне. Лодка, о которой спрашивается в вопросе, «С – 56», под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина прибыла в марте 1943 г. Эта подводная лодка включилась в активную боевую деятельность на вражеских коммуникациях вдоль Скандинавского полуострова. 31 марта за проявленную в боях  отвагу, стойкость, мужество, дисциплину и организованность, героизм личного состава подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 г. экипаж был преобразован в гвардейский. Лодка «С-56» участвовала в восьми боевых походах, на её боевом счету десять потопленных и четыре повреждённых корабля и транспорта.

     Личный состав лодки награждён орденами, командир капитан 2-го ранга Г. И. Щедрин удостоен звания Героя Советского Союза.

     В ознаменование подвигов, беззаветной преданности Родине моряков-подводников лодка «С-56» поставлена на пьедестал Вечной славы на корабельной набережной Владивостока у штаба Тихоокеанского флота. 9 мая 1975 г. подводная лодка стала мемориальным кораблём – филиалом музея Краснознамённого Тихоокеанского флота.

     «С-56» относится к самой массовой серии подводных лодок. Второй мировой войны. История создания подлодок IX серии относится к 1932 г., когда группа отечественных специалистов-подводников выехала в Гаагу для посещения голландского проектно-конструкторского бюро Engineer Kontor vor Shiffbau (сокращённо IVS). Директором этого бюро был бывший командир-подводник кайзеровского флота Блюм, а техническим руководителем - известный конструктор подводных лодок этого флота доктор Ганс Техель. Бюро принадлежало германской фирме «Дешимаг Везер» и занималось проектированием и наблюдением за постройкой подводных лодок для различных государств. IVS была способом сохранения в условиях запретов Версальского мира кадрового потенциала военной промышленности Германии. По заказу СССР фирма «Дешимаг» в течении 1933 г. в г. Бремене при участии нескольких советских специалистов разработала проект Е-2. С 20 октября 1937 г. подводная лодка, получившая первоначально буквенное обозначение «Н» (немецкая), стала именоваться тип С (средняя). Первые лодки IX серии были построены в Германии. Остальные – в СССР. Всего было заложено 42 подлодки данного проекта, из которых 38 вошли в строй (14 единиц до войны, 15 – в ходе её, а 9 – после её завершения). Из 29 подлодок этой серии, находившихся в строю во время войны, 13 погибло. В частности, на Балтийском море уцелела только «С-13».

     «С-56» была спроектирована в СКБ С. Г. Туркова на основе разработок немецкой фирмы.. Заложена 24. 11 1936 года в Ленинграде на заводе № 194 имени А. Марти. Потом разобрана и секциями перевезена по Транссибирской железнодорожной магистрали во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где собрана и спущена на воду 25. 12. 1939 г. В строй кораблей Тихоокеанского флота вступила 20.11 1941 г.

   «С-56» возвратилась во Владивосток в 1953 г. Северным морским путём.

      

Использованная литература: Колышкин И. А. В глубинах полярных морей – М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1964.; www. museum. ru M 2057; Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг./ Сост. и общ. ред. В.А. Голикова. – М.: Политиздат, 1980; Кузнецов Н.Г. курсом к победе – М.: Голос, 2000.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (16.09.2012)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0