Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Оформление проекта. Аннотация и паспорт проекта

Аннотация ученического (школьного)  проекта

 

Определение классификации проекта по доминирующей деятельности учащихся.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. В основной классификации, определяющей содержательную специфику каждого проекта, данный проект относится к практико-ориентированным, то есть, нацеленным на социальные и познавательные интересы самих участников проекта.

Признаками практико-ориентированного проекта являются:

1. определение заранее образовательного продукта;

2. возможность практического использования образовательного продукта в жизни школы (как учебно-образовательного ресурса на уроках обществознания, истории, биологии, так и во внешкольной исследовательской деятельности, либо в рамках изучения проблем становления человека и общества на занятиях элективных курсов.

 

Определение классификации  проекта по комплектности и  характеру контактов

      По комплектности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) выделяют два типа проектов: 1. монопроекты, которые проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать инфомацию из других областей знания и деятельности; 2. межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время, так как требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

      Интеграция предметов в проекте: антропология, археология, история, генетика, биология, социальная антропология.

     Данный проект относится к межпредметным проектом уже потому, что сам курс обществознания является интегрированным.

     Проекты различаются по характеру контактов между участниками. Данный проект является внутришкольным. В нём приняли участие ученики 10-го социально-гуманитарного класса и слушатели гуманитарного спецкурса из 8-го класса.

Соответствие проекта учебной программе

Программа «Обществознание, 10 – 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова). Профильный уровень // Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2006» предусматривает изучение темы «Общество и человек» в рамках которой должны быть рассмотрены такие вопросы как: 1. происхождение человека и становление общества; 2. человечество как результат биологической и социокультурной эволюции; 3. сущность человека как проблема философии. 4. социальная сущность деятельности; 5. мышление и деятельность; 6. соотношение мышления и языка; 7. общество, социальные взаимодействия общественные отношения.

     В программе к другому учебному пособию по обществознанию (Салыгин Е.Н. Обществознание. 10 – 11 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006) рекомендованы к рассмотрению в ходе изучения темы «Человек и культура» проблемы: 1.биологическое, психическое и социальное в человеке; 2. дарвинизм; 3. трудовая теория происхождения человека; 4. социальное в человеке; 5. культура – ключ к пониманию человека.

Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов (Введение в обществознание. 8 – 9 классы / Л.Н. Боголюбов (рук. Авт. коллектива) // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2007)  определяет изучение темы «Что такое человек» и вопросов: 1.отличие человека от других живых существ; 2. природное и общественное в человеке; 3. мышление и речь - специфические свойства человека. 4. способность человека к творчеству. Программа, написанная авторским коллективом под руководством И.А. Галицкой (Обществознание 8 – 9 классы. / Галицкая И.А., Королькова Е.С., Метлик И.В. и др. // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2007) при изучении темы «Общество, в котором мы живём» предусматривает изучение вопросов: 1.происхождение человека и человеческого общества; 2. представления о происхождении человека и общества в мифологии, религии. 3. научные теории о происхождении человека и общества.

 

Паспорт проектной работы

Название проекта:

«Некоторые спорные вопросы антропогенеза и социогенеза»

Руководитель проекта:

      Риттер Владимир Яковлевич, учитель истории и обществознания высшей

      категории, Почётный работник общего образования

        Консультант:

     Риттер Владимир Яковлевич

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:

      Обществознание

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:

антропология, археология, история, генетика, биология, социальная антропология.

        Возраст учащихся, на который рассчитан проект:

         Учащиеся 8-го и 10 –го классов (13 – 15 лет)

      

Состав проектной группы:

 

Логинова Дарья (10 кл.). «Дарвинизм и креационизм: современное состояние взглядов на происхождение человека»

Сивоконь Алёна (10 кл.). «Гипотезы происхождения человека: трудовая (Ф. Энгельс), культуросозидания (В.М. Вильчек), психоаналитическая (З. Фрейд, Ю.М. Бородай), «этнического толчка» (Л.Н. Гумилёв)».

 Иванов Алексей (10 кл.), Ефремова Виктория (8 кл.)... « Миграции древних людей по данным археологии и геногеографии».

Волков Александр (10 кл.), Риттер Владимир (8 кл.). «Кактус или древо эволюции? Современный взгляд на проблему эволюции гоминид с учётом достижений генетики».

Кривущенко Александр (10 кл.), Хачатурова Гаянэ (8 кл.). « История антропологических открытий: Рудольф Вирхов, Эжен Дюбуа, Луис Лики».

Семиклетова Анастасия (10 кл.), Крючкина Агата (8 кл.). «Неандертальцы и кроманьонцы: генетическая несовместимость или…»?

Фоменко Наталья (10 кл.), Захарова Александра (8 кл.).. «Тайны рождения искусства».

Тип проекта:

 Практико-ориентированный

Заказчик проекта:

МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»

 

Цели проекта:

 

Формирование многовариантных подходов к проблемам антропо- и социогенеза.

Ознакомление с различными точками зрения, гипотезами, теориями, касающимися появления человека (дарвинизм, креационистское учение о молодой земле, теистическая эволюция, прогрессивный креационизм, функциональный креационизм, неокреационизм, теория разумного замысла, теория разрыва в сотворении мира, теория формального креационизма, теория творения по дням-эпохам). 

Развитие устойчивого интереса к поисковой работе; умений самостоятельного выбора, фиксации и обработки информации на основе методик написания конспектов, исследовательских работ; умений представлять собственную точку зрения, вести дискуссию.

Создание единого образовательно-воспитательного пространства  занятий, в котором  информационный  компонент воздействует на формирование современной креативной личности. Развитие исследовательской компетенции, методов научного познания и умений соответствующего оформления результатов познавательной деятельности.

Развитие умения работать в группе.

Обучение старшими учащимися младших товарищей по работе в группе.

Задачи проекта:

Научить собирать информацию из различных источников.

Научить пользоваться мультимедийной презентацией для представления итогов работы.

Формирование у участников проекта основ исторического мышления.

Развитие  аксиологического  компонента (оценочного)  образованности (индивидуального результата) как каждого из лицеистов в отношении себя, так и других

Вопросы проекта:

Современное состояние взглядов на происхождение человека.

Гипотезы происхождения человека: трудовая (Ф. Энгельс), культуросозида-

ния (В.М. Вильчек), психоаналитическая (З. Фрейд, Ю.М. Бородай), «этниче-

ского толчка» (Л.Н. Гумилёв).

Миграции древних людей по данным археологии и геногеографии.

Кактус или древо эволюции? Современный взгляд на проблему эволюции го-

минид с учётом достижений генетики.

История антропологических открытий: Рудольф Вирхов, Эжен Дюбуа, Луис

 Лики.

Неандертальцы и кроманьонцы: генетическая несовместимость или…

Тайны рождения искусства.

Необходимое оборудование:

Персональные компьютеры с широкой периферией и подключением в Internet, видеофильмы, журналы, книги, сканер, принтер.

 

Актуальность проекта:

В условиях перехода школы к предпрофильной подготовке и профильному обучению возникла проблема разработки частных методик преподавания предметов в специализированных профильных классах. Несомненно, что  для лучшего восприятия нового материала учащимися требуется особенный подход преподавателя при объяснении материала в социально-гуманитарном и ином (физико-математическом, естественно-научном и т. д.) классе.

Переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования требует активного вовлечения учащихся в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Становления новых, партнёрских, отношений между учителем, переставшим быть единственным источником знания, и учащимися, которые становятся равноправными соучастниками образовательного процесса.

 

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на освоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Именно проектная деятельность помогает реализовывать концептуальные положения реформы образования на практике.

 

Значимость на уровне школы и социума:

Образовательный продукт проектной деятельности пополнит образовательные ресурсы медиатеки лицея.

Личностная ориентация:

 

Выбор учащимися именно той темы для работы, которая является привлека-тельной для конкретного учащегося. Учёт того, что большая часть проекта являлась  участниками всероссийского летнего биологического лагеря, имеет устойчивый интерес к биологии и истории.

Выбор учащимися именно той темы для работы, которая является привлека-

тельной для конкретного учащегося. Учёт того, что большая часть проекта являлась  участниками всероссийского летнего биологического лагеря, имеет устойчивый интерес к биологии и истории.

 

Воспитательный аспект:

Воспитание умения работать в паре, группе развитие толерантного отношения к различным взглядам.

 

Предполагаемый продукт проекта:

Образовательный ресурс, предназначенный для использования на уроках обществознания, истории и занятиях элективных курсов, представленный логически взаимосвязанными слайдами, текстом сообщений и отрывками видеофильмов, позволяющими создать яркое представление у учащихся о сложных проблемах рассматриваемых тем.

Этапы работы над проектом:

Для выполнения проекта требуется по 2 академических часа (теория + практика) в неделю.

1. Занятие 1-8 (сентябрь)  - выбор и обсуждение темы проекта

2. Занятие 9-12  (октябрь) – подбор информации, выбор дизайна

3. Занятие 13-15 (ноябрь) – подготовка к уроку – семинару, выступление перед аудиторией

4. Занятие 16-20 (ноябрь, декабрь) – создание первой версии проекта. Подготовка к школьной научно-практической конференции. Критерии оценки презентации.

5. Выступление на школьной научно-практической конференции (декабрь).

6.Занятия 21-24 (январь) – продолжение работы над проектом. Критерии оценки публикации

7. Занятия 25-28 (январь-февраль) – выступления – дискуссии, обсуждение проектов в группе

8. Выступление на районной конференции

9. Занятия 29-34 (февраль-март) – продолжение работы над проектом.

10. Выступление на региональной научно-практической конференции

«Инициатива молодых» (возможное)

11. Предзащита проекта (апрель)

12. Разбор ошибок предзащиты. Завершение работы с проектом (апрель)

13. Анкетирование «Что мне дала работа в проекте» Итоговое анкетирование (май).

14. Итоговая защита проекта в качестве итоговой проверки знаний и умений (май).

15. Обсуждение итогов участия в проекте (май).

 

Предполагаемое распределение ролей в проекте:

Данный проект является сочетанием персональной работы над темой исследования с «технологией работы в группах сотрудничества». Преимущество персональных проектов:

    1.план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной чёткостью; 2.у учащихся полностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;3. учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии. 4. формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

 

Преимущества групповых проектов:

у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; 2.проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; 3. каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включён в определённый этап работы; 4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

             В данном проекте распределение ролей предопределено опытом и уровнем знаний учащихся 10-го класса, которые призваны осуществлять наставничество в ходе реализации идей проекта.

 

Критерии оценки деятельности участников проекта

1) уровень знаний;

2) степень ответственности за выполнение работы;

3) самостоятельность, активность и способность углубить тему изучения;

4) способность выработать новую идею и найти новые оригинальные подходы в изучении темы;

5) инициативность и заинтересованность;

6) способность работать в коллективе, отношения с другими членами группы;

7) своевременность выполнения работы;

8) чёткость и аккуратность подготовки отчёта (презентации).

 

Список использованных информационных ресурсов:

Литература:

Книги:

1.Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. – М.: Вече, 2006.

2.Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1973.

3.Семёнов Ю. И. У истоков человечества // Человек и общество. Кн. 1. – М., 1993.

4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Диалектика природы – М.: Изд.-во политич. лит.-ры, 1987.

5.Обществознание. Пособие для абитуриентов./ Под ред. Л.Н. Шипова. – М.: Аспект Пресс, 1999.

6. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в вузы Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. Марченко М.Н. – М.: Зерцало-М, 2002.

Журналы:

1. Максимов Н. Каменное выражение лица // Русский Newsweek. 2006, №23.

2. Максимов Н. Примат искусства. // Русский Newsweek. 2006, № 34. 

3.Максимов Н. Последний пикник на обочине  // Русский Newsweek. 2006, № 48 . 4.Максимов Н. Игра в черепки //Русский Newsweek. 2007, № 20.

 5.Максимов Н. Дон-мамонт-строй. // Русский Newsweek// 2007, №5.

 6.Максимов Н. И вошь моя со мною  //  Русский Newsweek. 2007, № 12.

7. Максимов Н., Кравченко С. Зри в корень. // Русский Newsweek.  2006, № 50. 

8. Карликовый геном. // Русский Newsweek.  2006, №41  .

9. Наследие предков //  Русский Newsweek. 2006, № 44.

10.Проект: геном недочеловека.// Русский Newsweek. 2007, № 27.

11.Самый старый ребёнок. // Русский Newsweek. 2006, №38. 

12. Пахневич А., Фирсова Н. Конкуренты из Неандерталя. // Вокруг света. 2005, № 7.

Видеофрагменты:

Отрывки из видеофильма BBC «Прогулки с пещерным человеком».

Отрывки из видеофильма BBC «Как искусство сотворило мир».

Отрывки из видеофильма Boreales & Productions pixcom «Человек разумный»

Отрывки из видеофильма BBC «Брачные игры в мире животных»

Отрывки из видеофильма Boreales & Productions pixcom «Одиссея первобытного человека»

Отрывки из видеофильма Boreales & Productions pixcom «Через Анды к Великой реке»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (03.02.2015)
Просмотров: 880 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0