Обществоведческая проблематика в китайской и античной философии. 10 класс - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт Риттера В.Я.

Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Обществоведческая проблематика в китайской и античной философии. 10 класс

«Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в китайской и  античной философии».

1.      Социальные идеи Древнего мира.

Уже в I веке до н.э. появляются первые рассуждения об общественном устройстве и месте человека в государстве.

      Древний Восток (Китай).

 

Название учения

 

 

Основоположник

 

Основные положения

 

Связь с нашими днями

 

 

 

 

 

 

 

Конфуцианство

 

 

 

 

 

 

 

Конфуций (551-479)

 

Идеальное государственное устройство – в прошлом.

Государство строится по модели семьи (во главе правитель – отец); принцип иерархии.

Задача правителя - соблюдать традиции, избегать новшества, почитать память предков.

 

 

 

 

 

 

Предтеча консерватизма

 

 

 

 

Моизм

 

 

 

 

Мо-цзы (479-400)

 

Идеальное государство построено на принципе равенства всех граждан.

Задача правителя – убеждать/вселять различными методами любовь сограждан друг к другу.

 

 

 

 

 

Предтеча социального либерализма

 

 

 

 

 

Легизм

 

 

 

 

Шан Ян (390-338)

 

Государство построено на принципе строгого подчинения законам; страх граждан перед правителем.

Правитель имеет абсолютную власть издавать законы и наказывать граждан за их неисполнение или нарушение.

 

 

 

 

 

Предтеча тоталитаризма.

 

 

 

Даосизм

 

 

 

Лао-Цзы

 

Государство не так важно, как личное самосовершенствование.

Правитель не вмешивается в дела граждан.

 

 

 

 

Предтеча анархизма

 

Античная Греция.

Идеи об обществе в Древней Греции наиболее полно представлены в творчестве двух философов – Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что Аристотель быль учеником Платона, его философия отличается от философии его учителя. Поэтому при изучении этой части следует быть особенно внимательными: запомнить, какие мысли принадлежат первому, а какие – второму.

 

 

Структура идеального государства

 

 

Иерархия существующих государственных форм (в порядке от лучшей к худшей)

 

Платон

 

 

Низший класс:

крестьяне, ремесленники, купцы, обеспечивающие материальные потребности общества.

Средний класс:

воины и стражи, обеспечивающие защиту общества.

Высший класс:

философы и правители, обеспечивающие управление обществом.

 

Тимократия (власть честолюбцев)

Олигархия (власть богачей)

Демократия (власть простых людей)

 

 

Аристотель

 

 

Согласен с Платоном, но в низший класс добавляет ещё и рабов.

 

Помимо трёх «дурных форм»:

 

Тирания (правление одного ради собственных интересов)

Олигархия (правление немногих ради собственных интересов)

Демократия (правление большинства ради собственных интересов)

 

называет ещё и три «хорошие» формы:

 

Монархия (правление одного ради всеобщих интересов)

Аристократия (правление немногих ради всеобщих интересов)

Полития (правление большинства ради всеобщих интересов)

 

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников

 

Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:

    Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.

    Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.

    Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.

    Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.

Таким образом этический идеал кинизма формируется как:

    крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;

    презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;

    насмешка над всеми условностями;

    демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Эпикур (341—270 до н. э.), др.-греч. философ-материалист, афинянин по происхождению. Основал в Афинах в 306 до н. э. филос. школу, получив-шую название «Сад Эпикура»

 

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

 

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

 

    отсутствие телесного страдания;

    невозмутимость души (атараксия);

    дружба.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведёт к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой волей. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ

В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

 

Древний мир:

1)      обособление социальной проблематики в качестве особой сферы интереса в рамках философии;

2)      единство практических и теоретических вопросов;

3)      постепенно формируется структура социального знания и его проблематика.

 

Средневековье:

1)      складывается система религиозных взглядов на человека, общество, историю;

2)      социальная реальность рассматривается как сотворённая и управляемая Богом, история – сфера Божественного Провидения;

3)      приоритет церкви и духовной власти перед светской во всех практических вопросах.

 

Ключевые понятия:

Даосизм – одно из ведущих идеологических течений в Древнем Китае. По своему отношению к обществу даосы представляли собой первых анархистов и критиков цивилизации. Отстаивали минимальное вмешательство правителя в дела своих подданных. Идеал даосизма (и в религиозной, и в общественной жизни) – «недеяние», пассивное созерцание, т.е. отказ от активного вмешательства в природные и общественные процессы. Только так можно избегать войны и конфликты.

Идеальное государство – такое устройство общественной жизни, в котором все слои населения находятся в полной гармонии, общество процветает, социальные конфликты и войны отсутствуют. Впервые проблему идеального государства подняли античные философы Платон и Аристотель. В современном мире идея идеального государства является утопичной, т.е. недостижимой.

Конфуцианство – древнейшее этико-политическое учение Древнего Китая. Отличалось традиционализмом и консерватизмом. Идеал социального устройства – в прошлом, в настоящем люди отступили от принципов своих предков, поэтому и все общественные неурядицы. Государство должно представлять собой чёткую иерархию с сильным правителем во главе.

Легизм – философское направление в Древнем Китае, считавшее, что в государстве должно действовать непререкаемое главенство законов. Основатель легизма – Шан Ян.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (05.10.2015)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0