Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Неформальные группы. Асоциальные группы. Асоциальная субкультура молодёжи.

Неформальные  объединения молодёжи как социальное явление

Наряду с детскими общественными объединениями    и организациями в нашем обществе функционируют и так называемые «неформальные объединения детей, подростков и молодёжи».

Определение: Неформальное  молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей,  существующее на протяжении нескольких десятилетий,  часто имеющее международный характер. Неформальные объединения есть способ свободного самовыражения,  неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного  (со стороны взрослых)  общения. 

Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры,  носить характер нездоровой эпидемии,  иметь как социально значимые или индифферентные (нейтральные, не представляющие угрозы для общества), так и асоциальные цели. Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных.  Различные неформальные  молодежные объединения имеют свою идеологию,  специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п.

Неформальные  молодежные объединения следует  отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.

Определение: Неформальная  группа –  группа,  деятельность,  которой определяется,  прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей,  подростков и молодежи,  удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности:  дают возможность узнать то,  о чем не так просто поговорить со взрослыми,  обеспечивают психологический комфорт,  учат выполнению социальных ролей.

Как отмечает В.В. Воронов,  чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры,  тем больше он стремится в  «свою компанию»,  что говорит о потребности в развивающих контактах,  признании ценности своей личности.  Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов.  Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров.  Основной формой деятельности является общение членов группы,  которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.

Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения,  которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью.

Классификация неформальных групп (непрофильный уровень):

Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными.

Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность,  например,  участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д.  Асоциальные группы    стоят в стороне от общественных проблем.  Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора:  употребить спиртное,  выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.

Антисоциальные  –  это криминальные,  агрессивно-националистические группы.  Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций –  либо неформальных,  либо прячущихся за вывеской  «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе –  часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте.  Именно входя в ту или иную группу сверстников,  подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять»  на себя разнообразные социальные роли.  Общеизвестно,  что дети,  подростки и молодежь,  в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками  (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами,  внутриличностные проблемы и т.д. Большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения,  характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму,  самостоятельно определяют истинность общественных ценностей,  более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях,  обладают волевым характером.

Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека:  потребностей в самоутверждении,  общении и самореализации.

Неформальная  среда общения порой является для подростка  (особенно для подростка  «группы риска»)  единственной сферой социализации.  Нередко,  имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе  (группировке),  автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Для очень  большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой (т.е. служащей образцом для подражания),  являются личностно значимыми,  причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка  «семейные»  и  «школьные»  нормы и ценности.  Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а  как подвиг, который будет поддержан и  одобрен сверстниками).

Существует  множество классификаций неформальных групп молодежи

(уровень профильного социально-экономического или социально-гуманитарного класса)

Фрадкин проклассифицировал неформальные объединения  по следующим признакам:

1) просоциальные, асоциальные, антисоциальное;

2)группы принадлежности и референтные;

3) большие и малые(здесь речь идет не о количестве, а о качестве: группы в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом – малые, где не могут общаться - большие);

4) постоянные и случайные;

5) с демократическим и авторитарным подчинением; 6) разновозрастные и одновозрастные;

7) однополые и разнополые.

Фролов  предлагает следующую классификацию:

1) по принадлежности: ингруппа(моя),  аутогруппа (чужие);

2) по взаимоотношениям: первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида), вторичные (обезличенные);

3) по степени общения: малые (где каждый член группы находиться в личном общении с другими членами группы), большие (в этих группах непосредственное общение отсутствует).

По А.В.Толстых  классификация представлена следующим  образом:

1) общественно-политические группы. Данные группы ставять целью пропаганду определенных общественно – политических взглядов, неагрессивны;

2) радикалы. Представители  таких групп агрессивны,  лидеры в основном из старшего поколения;

3) эколого-этические. Данные группы стараются следить за чистотой в окружающей среде;

4) группы образа жизни. Данные группы объедены общими интересами, ценностями.(панки, хиппи);

5) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы); 

6) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

Молодежные  субкультуры не похожи друг на друга, они все различны. Различаются  они по структуре и классификации.

Среди всех неформальных объединений можно выделить два типа, различных по своей структуре:

1) демократический (на основе социальных ролей);

2) авторитарный (на основе формальных правил).

Для тех  и других объединений характерна групповая динамка. Под групповой динамикой понимают взаимодействие членов социальных групп между собой.

Существует  множество видов взаимоотношений  и взаимодействий. К 
процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, 
формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, 
групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процессе управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.

 

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
 

Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное , от меры значимости для того или иного их члена. И.П. Башкатов выделяет четыре вида криминализируемых неформальных объединений. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.


Возникновение преступной группы можно отчасти рассматривать как явление стихийное. Преступные группы образуют, как правило, люди без определенных занятий, которые нигде не работают и не учатся: хулиганы, насильники, воры, наркоманы, бродяги, которые совершают различные преступления с целью удовлетворения личных интересов и потребностей.
      Постепенно преступная группа переходит к более сложным организованным группам и наиболее опасной форме соучастия — преступным сообществам, основными признаками которых являются сплоченность и целевая установка на совершение особо тяжких преступлений, наличие сложных организационно-иерархических связей с тщательной конспирацией, системой защитных мер, внутренней контрразведкой, охранниками, боевиками и т. д. Организованные преступные группы имеют коллегиальный орган руководства, информационную базу, устав в виде перечня неформальных норм, традиций, законов, санкций.
      Исследователи преступных групп выделяют в их структуре «внутренний круг», состоящий из ядра, куда входят главарь-лидер и его ближайшие помощники, а также «внешнее кольцо», состоящее из рядовых членов, или «попутчиков». В группах всегда имеет место жесткая зависимость членов друг от друга. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Очевидна роль лидера как своеобразного «детонатора», запускающего весь механизм формирования преступной группы. Он определяет ее «специализацию», масштабы преступной деятельности, характер внутригрупповых отношений.
      Взрослые, нередко ранее судимые лидеры, вовлекают подростков и юношей в деятельность преступных групп. Ими используются самые разнообразные, иногда весьма ухищренные способы: «выгодные» корыстные предложения, «товарищеские» просьбы и обязательства, льстивые уговоры, советы; постепенное приобщение подростков и юношей к совместным выпивкам, а иногда и к развратным действиям. Могут применяться шантаж, угрозы, обман, а также избиения и истязания.

 

I  вид:  социально нейтральные  (озорные)  группы общения. 

Основными типами этих групп являются самовозникающие  «озорные»  группы детей и подростков,  сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Основная цель деятельности этих групп - удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками, чаще всего выражающееся в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной особенностью этих групп является то,  что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредуются совместной деятельностью. Подготовленность к групповой деятельности отсутствует. Аморальные действия и проступки совершаются отдельными членами внезапно по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы.  Внутригрупповой структуры тоже нет. Интересы,  нормы и ценности существуют только на личностном уровне и могут быть как позитивной, так и негативной направленности. Общая направленность деятельности и общения в этих группах носит социально нейтральный характер,  с тенденцией развиваться в асоциальном направлении.  Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка,  от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а представлены сами себе,  то с уверенностью можно сказать,  что они будут развиваться по криминогенному пути.

II вид:  предкриминальные или асоциальные группы подражания.

Это асоциальные группы подростков и юношей,  которые сформировались на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу» – группы «металлистов»; технике – группы «ночных мотоциклистов-рокеров»;  политизированной моде –  группы  «хиппи», «панков», «чернорубашечников» и  «коричневорубашечников»; группы спортивных болельщиков-«фанатов» и другие.  Характер их групповой деятельности асоциален и имеет интимно-личностный уклон. Главное для подростков заключается в том,  чтобы их заметили,  выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и т.д.  Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер,  выражающийся в нарушении общественного порядка.  Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления:  употребление,  сбыт и хранение наркотических веществ,  хищения личной и государственной собственности и т.д.  Но эти преступления не являются групповыми,  так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Отклоняющееся от нравственных норм поведение,  асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том,  что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер,  направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы.

III  вид:  неустойчивые криминальные или антиобщественные группы.  Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др.  Утилитарные интересы и склонности,  низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем.  Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия,  то они могут перерасти в устойчивые криминогенные группы.

IV  вид:  устойчивые криминальные или преступные группы. 

Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них просматривается четкая организационная структура.  Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный.  Выделяется  «руководящий центр» –  лидер, предпочитаемые и исполнители.  В этих криминальных группах есть свои  «законы»,  нормы и ценности,  которые тщательно скрываются от окружающих.  Несоблюдение или нарушение этих «законов»  ведет к распаду группы,  поэтому нарушители преследуются и караются.  В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга,  круговая порука.  Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности,  за деятельностью которых невозможно проследить. Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное.

Асоциальная молодёжная субкультура

Асоциальная молодёжная субкультура выделяется в общем русле молодёжной субкультуры как негативное социально-психологическое явление, отражающее специфический способ жизнедеятельности группы, в нравственном и психологическом плане обособленной и отчуждённой от других групп. В широком смысле под антисоциальной субкультурой понимаются все отрицательные социально-психологические проявления деятельности, отношений и общения людей, в узком смысле - нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки, образ жизни правонарушителей.

Элементы такой субкультуры сосредоточиваются в криминальных группах и других закрытых и полузакрытых общностях. К признакам антисоциальной субкультуры относятся её тайный характер, негативное отношение членов группы к общепринятым правилам, система атрибутов и символов, обязательных для выполнения всеми носителями субкультуры.

Возникновение антисоциальной субкультуры связано с расслоением общества, экономическим неравенством людей, порождающим различия во многих сферах жизнедеятельности. Одной из причин такой субкультуры оказывается несоответствие между публично провозглашаемыми в обществе идеалами и реальными средствами их достижения. Недостатки системы образования, снижение, роли школы как центра социализации личности вызывают у подростков стремление компенсировать недостающие виды деятельности спонтанно возникающим неформальным досугом. В результате молодёжь часто попадает под влияние антисоциальной среды, в которой у неё формируются ценности, вступающие в противоречие с общечеловеческими, складываются межличностные отношения, отчуждающие человека от общества.

Как причина формирования антисоциальной субкультуры может рассматриваться неблагоприятная обстановка в семье, когда подросток пытается возместить недостаток межличностного общения с близкими в антисоциальных группах, которые способны учесть его потребности и, в свою очередь, привлекают все средства для отчуждения подростка от семьи и общества.

Разрабатываются также различные концепции, пытающиеся объяснить причины антисоциальной субкультуры. Одни теоретики видят истоки антисоциальной субкультуры в остаточном действии криминальных законов и традиций; другие исходят из особенностей сексуальной изолированности людей в замкнутых общностях; третьи считают основным фактором неравенства конфликт личности и общества.

В субкультуре складывается система субординации прав, обязанностей, средств и способов общения. Знаками субкультуры могут выступать как вербальные средства - жаргон, клички, крик, свист и т. п., так и невербальные - специфические мода, татуировки, мимика и др. Среди членов антисоциальных группировок распространены всевозможные «клятвы», «прописки» и пр. С помощью знаков такие лица информируют окружающих о своей обособленности. Знаки представляют собой своеобразный показатель популярности личности, её авторитета. Они также могут выступать специфическим средством самовыражения носителей субкультуры. Степень овладения членами неформальных объединений элементами субкультуры различна и зависит от места, которое тот или иной член занимает в нём. Существует особая стратификация участников сообществ. (наиб. разработана применительно к уголовному миру, но типологические сходные страты присущи и др. антисоциальным группам). В зависимости от ролевых функций, прав, обязанностей и привилегий членов групп можно выделить 6 стратов (ступеней в иерархии субкультуры). «Авторитеты» - фактические лидеры групп, как правило, более старшие по возрасту и опытные. Они обеспечивают сплочённость своих сообществ, контролируют поведение их участников, применяют репрессивные санкции к нарушителям законов субкультуры и пр. Их «авторитет» зиждется на знании правил субкультуры, умении безнаказанно нарушать общепринятые нормы, на связях с преступной средой. «Приближённые» к лидерам - их советники и исполнители. «Работяги», «мужики» - лица, получившие определённый авторитет, знающие правила субкультуры, но не всегда придерживающиеся их. «Предпочитаемые» - лица, выдержавшие испытательный срок, принятые в объединение и получившие некоторые привилегии. Среди них уже встречаются подростки, отличившиеся перед сообществом. «Отверженные» - лица, не прошедшие испытательный срок, т. н. «шестёрки», обязанные выполнять любую работу. «Изгои» и «обиженные» - бесправные объекты издевательств и эксплуатации. Переход с нижних ступеней на более высокие является желанной целью каждого члена группы и требует значительных усилий.

Подобная стратификация позволяет лидерам держать в повиновении своих подчинённых. Подростки, попавшие в антисоциальные объединения, оказываются наиболее беззащитными из-за недостатка опыта и физиол.-психол. особенностей своего возраста. Антисоциальная среда оказывает особенно негативное влияние на развитие личности подростка, юноши, разрушает нравственные основы поведения, формирует характер, лишённый самостоятельности и чувства самоуважения.

Положение подростка в антисоциальной субкультуры зависит также от направленности группы, стажа её криминальной деятельности. Групповые нормы делятся на запрещающие, обязывающие и регулирующие; каждая норма имеет чёткую диспозицию и предусматривает строгие санкции за её нарушение: лишение статуса и перевод на более низкие ступени иерархии, насилие, шантаж, изгнание из сообщества. Групповые нормы выступают в качестве персонифициров. факторов, создающих психотравмирующую ситуацию для личности подростка.

Вывод: Итак, делая  вывод, можно сказать, что понятие  «молодежная субкультура» определяется по разному: для В. Т. Лисовского –  это культура определенного молодого поколения,  а Н.Г. Багдасарьян  определяет как систему внутри общей  системы и Л. А. Карпенко обозначает как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризуемую рядом неотъемлемых признаков. Тем самым, исходя из этих признаков, определяется вид молодежных субкультур, которые носят свои отрицательные и  положительные качества.

Классификация неформальных групп так же не однозначна. Это свидетельствует о том, что  неформальные группы молодежи разноплановые  и у каждой есть своя особенность  и структура. 
 

Литература : Гернет M. H., В тюрьме. Очерки тюремной психологии, М., 1925; Велигура Б., Функционирование человека в условиях тюремной изоляции, Познань, 1974; Стручков Н. А., Пирожков В. Ф., Асоциальная субкультура и её профилактика, «Исправительно-трудовые учреждения», 1982, № 20; II и p о ж к о в В. Ф., Профилактика и преодоление социально-негативных явлений среди учащихся ПТУ, М., 1988; Гуров А. И., Проф. преступность: прошлое и современность, М., 1990; Башкатов И. П., Психология групп несовершеннолетних нарушителей, М., 1992. И. П. Башкатов.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (14.05.2013)
Просмотров: 40713 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0