Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Распад Киевской Руси.

Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Распад Киевской Руси.

17 апреля 1113 г. в Киеве вспыхнуло городское восстание, и боярство, в обход княжеского старшинства, выбрало великим князем Владимира Все­володовича Мономаха (1113-1125 гг.).

Владимир Мономах - сын киевского князя Всеволода Ярославича и до­чери византийского императора Константина IX Мономаха. Княжил в Росто­ве (1066-1070), Смоленске (1070-1072, 1077-1078), Владимире-Волынском (1072-1076), Чернигове (1076-1077, 1078-1094), Переяславле (1094-1113).

После утверждения на киевском престоле, Владимир Мономах проводит ряд преобразований в пользу городских низов. В 113 г. в Киеве вспыхнуло восстание горожан против аристократических верхов и ростовщиков. «Владимиру Мономаху, который не очень хотел вмешиваться киевские дела. Тогда растерявшиеся представители господствующего класса стали указывать Мономаху на возможность углубления восстания. Они велели передать Владимиру, что если не явится немедленно в Киев, то будут разграблены не только отдельные дворы родственников князя, правящей знати и и ростовщиков, но и монастыри, за допущение разграбления которых Мономаху придется отвечать перед Богом.

Владимир явился, вынужденный нарушить правило, которое принято на Любечском съезде князей, что каждый князь должен  держаться своей вотчины. Киев не был вотчиной Мономаха. Владимира выбрало вeчe, собравшееся на этот раз не на площади, где господствовал восставший народ, а в храме св. Софии , вместившим в себя боявшуюся народного гнева «степенную» публику.

«Степенная» публика, однако, даже укрывшись за крепкими  стенами Софийского храма, не могла не считаться с желаниями и требованиями киевской народной массы. Выбор князя, который был приемлем для этой народной массы: своей деятельности Владимир Мономах действительно обнаружил явную тенденцию идти навстречу требованиям горожан. В киевских событиях 1113 г. находит свое выражение едва ли не впервые тенденция к союзу между горожанами и сильной великокняжеской властью, своим острием обращенной против феодальных усобиц. Эта. опора на горожан Киева является основным источником политической силы Владимира Мономаха.

Создавшееся положение подсказало ему, что необходимо прежде всего несколько облегчить положение должников, стонавших под игом ростовщических процентов, и тех, кто за взятые у господ вперед деньги должны были гнуть свои спины на барской работе, т.е. закупов. Владимир сделал и то, и другое,

Однако, хотя его меры были направлены в сторону нею рого облегчения тяжелого положения угнетенных горожан и  сельчан, он отнюдь не собирался уничтожать привилегии господствующих классов. От его реформы не должны были, как сейчас увидим, страдать ростовщики и землевладельцы. Об э компромиссном характере мероприятий Мономаха говорит( в послании к нему Никифора: « ... отдаждь должником долги. Аще ли немощно ... великий рез остави ... ». Владимир именно так и поступил: не решившись полностью ликвидировать долги, он действительно устранил «великий рез». Немедленно по при­бытии в Киев он собрал в княжеском загородном дворце в кня­жеском селе Берестове своих наиболее видных дружинников; при­гласил и представителя от черниговского князя, знаменитого Олега Святославича; они сообща обсудили создавшееся положе­ние и выработали «Устав». По этому уставу тот, кто взял деньги в долг на 50% годовых, должен платить эти проценты только два года. Кто уже уплатил эти проценты за три года, делается свободным от всего своего долга.

Как мы уже видели, Владимир Мономах вынужден был об­ратить внимание на безвыходное положение закупов и всякого рода рядовичей. Это обстоятельство, по-видимому, и дало повод Владимиру Мономаху отметить в своем «Поучении»: «тоже и худаго смерда (сюда можно отнести и закупа. - Б. Г.) и убогые вдовице не дал есмь силным обидети» .

Свидетельством этого курса внутренней политики Монома­ха служит и устав о холопах Пространной «Правды». Здесь Мо­номах, идя навстречу требованиям хозяйственного развития страны, обнаруживает тенденцию сократить источники рабства.

Некоторые из этих новых правил оказались неисполнимы­ми, потому что трудно было следить за всеми господами, поль­зующимися трудом зависимого от них населения. Но тем не менее новые правила создавали совершенно определенное впе­чaтление, что времена Святополка миновали. Народ на время утих.

На некоторое время утихли и князья-феодалы и боярство.

Они поняли, что им грозит много опасностей, и среди них опасность народных движений; поняли также, что феодальные войны подготовляют почву для этих движений. В лице Владими­ра Мономаха они нашли князя, который не без их, конечно, со­действия, сумел укрепить власть киевского князя и поставить в вассальную от себя зависимость князей-вотчинников»[1].

  В «Русскую Правду», после съезда «княжьих мужей» в Берестове, включается «Устав» («о резе» и заку­пах), ограничивающий ростовщические проценты и разрешающий отпус­кать закупов на заработки для возврата долга.

В 1116 г. Владимир вступает в борьбу с князем Глебом Всеславичем. В 1119 г. Глеб был лишен минского княжения и отправлен в заточение. Стремясь укрепить свою власть и прекратить княжеские усобицы, Мономах ставит своих сыновей наместниками: в Новгород - Мстислава, в Переяславль - Святопол­ка (а после его смерти - Ярополка), в Смоленск - Вячеслава,в Суздаль - ­Юрия, во Владимир-Волынский - Андрея.

Незадолго до своей смерти Мономах переводит Мстислава из Новгорода в Белгород, чтобы передать ему киевский стол.

В 1116-1120 гг. Мономах  вместе с сыном Ярополком совершает поход против половцев.

Подобно Ярославу Мудрому, Владимир Мономах стремился укреплять внешнеполитические связи государства через династические браки. Сам он был женат на дочери английского короля Гаральда - Гите, дочь Марию выдал замуж за греческого царевича Леона Диогеновича, а внучку - за ви­зантийского императора Иоанна Комнина. Мстислав был женат на дочери шведского короля Христине. Юрий был женат сначала на дочери половец­кого хана Аепы, а после ее смерти - на дочери Иоанна Комнина.

Умер Владимир Мономах 19 мая 1125 г.

После его смерти единство государства сохранялось еще при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132 гг.), но после смерти Мстислава Русь распа­лась на полтора десятка княжеств-государств. Некоторые историки склонны считать началом феодальной раздробленности именно смерть Мстислава.



[1] Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Аст, 2006. – С.602- 603.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (18.02.2013)
Просмотров: 5671 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0