Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Князь Василий Васильевич Голицын – реформатор, один из предшественников Петра Первого

Князь Василий Васильевич Голицын – реформатор, один из предшественников Петра Первого

     Родился в 1643 году в селе Кологоры Волоко-Пинежской волости. Получил хорошее домашнее образование, владел немецким, греческим, польским и латинским языками. Пятнадцати лет вступил чашником на придворную службу и достиг боярского звания. Выдвинулся при царе Федоре Алексеевиче.

По выражению В.О. Ключевского, «Голицын, младший из предшественников Петра, ушел в своих планах гораздо дальше старших». Давая оценку князю Голицыну, Василий Осипович Ключевский рассматривает его в сравнении с вельможами предшественниками – Ордин-Нащокиным – и вельможами будущего – сановниками Екатерины Второй. «Кн. Голицын был прямым продолжателем Ордина-Нащокина. Как человек другого поколения и воспитания, он шел дальше последнего в своих преобразовательных планах. Он не обладал ни умом Нащокина, ни его правительственными талантами и деловым навыком, но был книжно образованнее его, меньше его работал, но больше размышлял. Мысль Голицына, менее сдерживаемая опытом, была смелее, глубже проникала в существующий порядок, касаясь самых его оснований. Его мышление было освоено с общими вопросами о государстве, об его задачах, о строении и складе общества: недаром в его библиотеке находилась какая-то рукопись "о гражданском житии или о поправлении всех дел, яже належат обще народу". Он не довольствовался подобно Нащокину административными и экономическими реформами, а думал о распространении просвещения и веротерпимости, о свободе совести, о свободном въезде иноземцев в Россию, об улучшении социального строя и нравственного быта. Его планы шире, отважнее проектов Нащокина, но зато идилличнее их. Представители двух смежных поколений, оба они были родоначальниками двух типов государственных людей, выступающих у нас в XVIII в. Все эти люди были либо нащокинского, либо голицынского пошиба: Нащокин – родоначальник практических дельцов Петрова времени; в Голицыне заметны черты либерального и несколько мечтательного екатерининского вельможи».

Какие же проекты преобразований  позволили иноземцу де Невиллю в его записках назвать Василия Васильевича «великим Голицыным»?

Голицын был европейски образованным человеком, имел богатую библиотеку. «У Голицына была значительная и разнообразная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецком языках: здесь между грамматиками польского и латинского языков стояли киевский летописец, немецкая геометрия, Алкоран в переводе с польского, четыре рукописи о строении комедий, рукопись Юрия Сербенина (Крижанича)».  

Его дом служил местом встреч приезжавших в Москву иностранцев. «Западное влияние приносило к нам понятия, направлявшие мысль на условия и удобства именно земного общежития и ставившие его усовершенствование самостоятельной и важной задачей государства и общества. Но для этого нужны были знания, каких не имела и которыми пренебрегала древняя Русь, особенно изучение природы и того, чем она может служить потребностям человека: отсюда усиленный интерес русского общества XVII в. к космографическим и другим подобным сочинениям. Само правительство поддерживало этот интерес, начиная подумывать о разработке нетронутых богатств страны, разыскивая всякие минералы, для чего требовалось то же знание. Новое веяние захватывало даже таких слабых людей, как царь Федор, слывший за великого любителя всяких наук, особенно математических…», – пишет Ключевский. Князь Голицын отчетливо понимал необходимость сближения России с Западом.

Частью его планов было распространение образования среди представителей высших сословий. Он внушал боярам, что детей необходимо обучать наукам, приглашая для них иностранных, в частности польских, учителей. Скорее всего, Голицын не был инициатором создания Славяно-Греко-Латинской Академии, но видимо, всячески поддерживал эту идею царя Фёдора. Именно благодаря его поддержке в 1685 г. при Заиконоспасском монастыре Москве была открыто Славяно-греко-латинское училище (позже – академия), дававшее как духовное, так и светское образование. Возглавили её братья Софоний и Иоанникий Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет  в Италии. Программа Славяно-греко-латинской академии была построена по образцу западноевропейских учебных заведений. Там читались курсы логики и физики по Аристотелю. Академия внесла огромный вклад в историю русской культуры, воспитав таких замечательных деятелей, как М.В. Ломоносов и В.И. Баженов.

Французский дипломат де Невилль сообщает читателям его «Описания Московии»: «Намерением Голицына было поставить Московию на одну ступень с другими государствами. Он собрал точные сведения о состоянии европейских держав и их управлений и хотел начать с освобождения крестьян, предоставив им земли, которые они в настоящее время обрабатывают в пользу царя с тем, чтобы они платили ежегодный налог. По его вычислению, налог этот увеличил бы ежегодную доходность земель этих государей более чем вдвое, в то время как теперь получаемая прибыль не превышает 7-ми или 8-ми миллионов ливров французской валюты». 

То есть, князь предполагал сделать всех частновладельческих  крестьян государственными, обложив их податью в пользу казны и установив для дворян денежную компенсацию за потерю крестьянских повинностей. Такой шаг означал бы отмену крепостного права! Оставаясь последовательным сторонником курса Афанасия Лаврентьевича  Ордин-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремёсел, Голицын понимал, что крепостное право является главным препятствием на этом пути.

Голицын высказывал идеи о введении «поголовной» подати с крестьянских хозяйств, что наряду с развитием ремёсел и торговли должно было способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

В царствование Феодора Алексеевича были созданы комиссии с участием выборных: одна для выработки новой системы податного обложения, другая для переустройства ратного дела. Обе действовали под руководством Голицына. Первая не пришла к положительным результатам. Вторая же ввела новую роспись служилых людей по ротам, приняла разные другие меры по улучшению строевой части и выработала обращение к царю о необходимости отмены местничества, которое и было отменено в 1682 году.

Организованные и проведённые под руководством Голицына Крымские походы (1687 и 1689 гг.)убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть регулярная наёмная армия, всецело состоящая из дворян. Офицерами в ней должны стать получившие военное образование за границей дворяне.  

Голицын  осознавал, что реформирование должно носить не только экономический, но и социальтный характер. То есть, был сторонником идеи Ордин-Нащокиина о введении элементов самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Выборные привлекались им к работе в комиссиях по налогообложению и реформам в армии.

В законодательстве слабо отразился дух его планов но тем не менее: смягчены условия холопства за долги, отменены закапывание мужеубийц и смертная казнь за возмутительные слова. По инициативе Голицына построено было более трех тысяч каменных домов.

А завершить свой рассказ о реформаторе  Василии Васильевиче Голицыне я хотел бы словами всё того же де Невилля: «Я никогда не кончил-бы, если-бы пожелал рассказать все, что знаю о князе Голицыне. Достаточно указать на то, что он хотел заселить пустыни, обогатить нищих, из дикарей сделать людей, превратить трусов в добрых солдат, хижины в чертоги, и что все эти предприятия погибли в Московии с его падением».

«Связав свою судьбу с царевной Софьей, он пал вместе с нею и не принимал участия в преобразовательной деятельности Петра, хотя был ближайшим его предшественником и мог бы быть хорошим его сотрудником, если не лучшим». К такому выводу пришёл В.О. Ключевский, можем ли мы разделить  это мнение?

Литература: Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М., 1999. С. 147-148, 269; Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. С. 20-22, 30, 48, 110, 262, 435-436; История Отечества. Энциклопедический словарь. М., 1999. С. 172; Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005; Ключевский В.О. Кн. В.В. Голицин – подготовка и программа реформы / /Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С. 139-150; Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом //Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 456, 475-476; История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVIII века. Биографическая энциклопедия. М., 1993. С. 160-163.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (10.08.2012)
Просмотров: 6445 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0