Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Готовимся к ЕГЭ. Тема "Власть". Краткий конспект

Власть

Существует 3 формы проявления влияния: сила, авторитет, власть.

Авторитет- влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.

Власть- способ управлять и распоряжаться действиями других людей, подчинять их своей воле.

Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения

Объект- тот, кто выполняет.

Власть:

-       естественная ( опирается на уважение)

-       публичная ( подчиняет)

Функции власти:

-       господство

-       руководство

-       регуляция

-       контроль

-       координация

-       мобилизация

-       управление.

Политическая власть- право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки, цели.

Признаки политической власти:

  1. только она может использовать силу в пределах страны
  2. единый центр для принятия политических решений
  3. использование разнообразных средств
  4. действует на основе права от имени всего общества

Типы политической власти ( Вебер):

  1. харизматическая.

Харизма (греч)-милость, божественный дар. Люди подчиняются лидеру в силу его исключительных качеств, позволяющих его считать великим или гениальным. Культ личности — чрезмерное возвеличивание личности правителя, базирующееся почти на религиозном поклонении.

  1. Традиционная. Опирается на традиции и обычаи. Верность вождю передается из поколения в поколение.
  2. Легальная. Люди подчиняются лидеру, так как его наделил правом приказывать законодательный орган. Лидер не только служит обществу, но для него это — работа.

Легитимность- признание обществом или его большей частью существующей власти.

Политическая система

 

Политика (греч)- государственное дело, искусство управлять государством.

Бисмарк « Неучастие в политике не освобождает от её результатов»

Политика - объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства.

Субъекты политики: индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство

Объекты политики:

внутренние

-       общество в целом

-       экономика

-       социальная сфера

-       культура

-       национальные отношения

-       экология

-       кадры

внешние

-       международные отношения

-       мировое сообщество( глобальные проблемы)

Функции политики:

  1. организационная база  общества
  2. контролирующая
  3. коммуникативная
  4. интегративная
  5. воспитательная

Виды политики:

по направленности политических решений

-экономическая

-социальная

-национальная

-культурная

-религиозная

-государственно-правовая

-молодежная

по масштабу воздействия

-       местная

-       региональная

-       общегосударственная ( национальная)

-       международная

-       мировая ( глобальные проблемы)

по перспективам воздействия

-       стратегическая ( долговременная)

-       тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии)

-       конъюктурная или текущая ( срочные)

Политическая система- совокупность отношений по поводу участия в политической власти.

-       комплекс норм, институтов и организаций в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

Функции политической системы:

  1. управляющая
  2. мобилизующая
  3. интегративная ( согласование интересов)
  4. коммуникативная

Элементы политической системы:

  1. организационный ( государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)
  2. нормативный ( нормы, ценности, обычаи, традиции)
  3. культурный ( политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология)
  4. коммуникативный ( связи внутри политической системы)

 

Государство

Государство в широком смысле - тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории.

Государство в узком смысле - организация верховной власти, стоящей над обществом.

Признаки государства:

  1. территория
  2. население
  3. публичная власть
  4. система налогов
  5. правовая система
  6. суверенитет- верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях.

Экономическая основа суверенитета - владение территорией. Собственностью, культурным достоянием.

Политическая основа - стабильное государство

Правовая основа - конституция, соответствие принципам международного права

Теории происхождения государства:

  1. Теологическая (Фома Аквинский, Марк Аврелий) — государство — дар Божий
  2. Патриархальная ( Платон, Аристотель, Филмер)- возникло из патриархальной семьи, подданные боятся монарха и уважают его как дети своего отца.
  3. Теория насилия ( Каутский, Гумплович)- возникло как результат завоевания одного народа другим, для поддержания порядка создаются госорганы, принимаются законы.
  4. Спортивная ( Ортега-и-Гасет)- благодаря спорту и физическому воспитанию создана армия и появилось государство.
  5. Договорная ( Гоббс)
  6. Психологическая ( Фрейд, Петражицкий)- возникло из психической потребности индивида подчинять или повелеваться
  7. Социального дарвинизма ( Спенсер)- возникло в процессе эволюции, подобно человеческому организму, где правительство-мозг, право-импульсы мозга, армия и полиция-руки, низшие классы- обеспечивают жизнедеятельность всего организма.
  8. Классовая ( Маркс)- в соседской общине возникли излишки, что привело к появлению неравенства, складыванию классов и образованию государства.


Функции государства:

внутренние

-экономическая

-политическая

-социальная

-идеологическая

внешние

-участие в решении глобальных проблем

-обеспечение национальной безопасности

-развитие взаимовыгодного сотрудничества

-отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Государственный аппарат- комплекс государственных органов и учреждений посредством которых осуществляется государственное управление.

Государственный орган - учрежденное в установленном законом порядке образование, выполняющее от имени государства какие-либо функции.

Компетенция государственного органа- совокупность юридически установленных функций и полномочий госорганов, должностных лиц.

Функция- вид деятельности.

Полномочие- права и обязанности, которые сопровождают функциональную деятельность.

Виды госорганов:

по разделению властей

  1. законодательные( представительные)
  2. исполнительные
  3. судебные

по выполняемым функциям

  1. осуществляющие внешние функции ( разведка, органы межгосударственных отношений, информации)
  2. осуществляющие внутренние функции ( органы правопорядка, органы социально-экономического регулирования, органы духовного производства).

Типы государств:

по форме правления

Форма правления - порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением.

Типы государств по форме правления:

  1. Монархия- форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.

Сакральность - божественность

Патерналистское сознание-восприятие монарха как отца народа

Самодержавная монархия- тип монархии, при которой власть монарха является сакральной.

  1. Республика — форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей.

Виды монархий

 

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская( конституционная)

 

Законодательная власть

У монарха,

Государство - это я ( Людовик 14)

Разделена между монархом и парламентом, монарх издает законы в перерывах между сессиями парламента

У парламента

 

Исполнительная власть

У монарха

У монарха

Формально у монарха, практически у правительства, король царствует, но не правит

 

Назначение главы правительства

монарх

монарх

Монарх с  учетом парламентских выборов

 

Правительство ответственно

Перед монархом

Перед монархом

Перед парламентом

 

Право роспуска парламента

_____________

У монарха

У монарха по рекомендации правительства

 

Право вето

-------------------

есть

Не используется

 

Права монарха

Всевластие, глава государства, правительства, ВС, верховный судья

Имеет обширные полномочия

Монарх символизирует историческую преемственность и олицетворяет единство нации

 

 

Бахрейн, катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия

Россия в начале 20 века, Иордания, Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, испания, Нидерланды, Япония

 

Виды республик:

 

 

Президентская

Смешанная

Парламентская

 

Избрание президента

Внепарламентским способом) выборы)

Внепарламентским способом

На заседании парламента

 

Образование правительства

Формирует президент

Формирует президент из лидеров победившей на выборах партии, должно получить вотум доверия парламента

Парламентом из лидеров победившей на выборах партии

 

Ответственность правительства

Перед президентом

Перед президентом и парламентом, вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом, парламент может вынести вотум недоверия правительства или его отдельному члену, который влечет роспуск правительства

 

Право роспуска парламента

_________

президент

президент

 

премьер-министр

нет

есть

Есть, большая роль Кабинета Министров

 

Полномочия президента

Глава государства, глава исполнительной власти, ВС, право вето

Глава государства, исполнительная власть разделена между президентом и правительством, парламент имеет право на импичмент, президент на вето

номинальная власть президента, все действия по рекомендации правительства

 

 

США

Австрия, Россия, Франция

Италия, ФРГ, Индия, Швейцария

 

 

По форме территориально-государственного устройства

Форма территориально-государственного устройства- территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

Типы государств по территориальному устройству:

  1. Унитарное. Вся полнота власти сосредоточена в центре, на места делегируются лишь административные полномочия( местные налоги). Единая территория, единый госбюджет, единая система высших органов власти, единая Конституция, судебная система, гражданство. СССР. Франция. Италия. Испания. Египет.
  2. Федерация- форма государственного устройства. При которой несколько государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Разграничены компетенции между федерацией и её субъектами, за центром- наиболее важные полномочия. Единая система границы, субъекты федерации не могут выходить из её состава. У субъектов федерации могут быть свои законы, органы власти, конституция, но они не должны противоречить федеральным. Может быть двойное гражданство. Федеральный парламент обычно. Автономия- определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных или иных общностей в  вопросах их внутренней жизни. двухпалатный. Россия. США. Германия. Бразилия. Швейцария.
  3. Конфедерация - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Решения центральных органов вступают в силу, если они одобрены всеми субъектами конфедерации. Отсутствует единая территория, неограниченное право выхода. Евросоюз.

Типы государств по связи с религией:

  1. Светские. Нет официальной религии. Декларируется свобода совести и конфессий.  Законом запрещается дискриминация по религиозным основаниям.
  2. Клерикальные. Государственная  религия - правовое закрепление привеллегированного положения какой-либо религии. Изучается в обязательном порядке в учебных заведениях. Религия оказывает заметное влияние на жизнь страны. Гражданам, исповедующим религию, предоставляется преимущественное право занятия государственных должностей.

По политическому режиму.

Политический режим- система методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Типы государств по политическому режиму:

  1. демократия
  2. авторитаризм
  3. тоталитаризм

Авторитаризм-политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретными лицами при минимальном участии народа

Тоталитаризм-политический режим, при котором абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полное подчинение человека политической власти

 

Власть в руках одного человека или группы лиц, высокая роль лидера

Власть в руках одного человека, харизматичность лидера.

 

Народ отчужден от политической власти

Народ отчужден от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека

 

Нет разделения властей

Нет разделения властей, бесконтрольность репрессивных органов власти

 

Деятельность оппозиции ограничивается жесткими рамками

Нет оппозиции

 

Частичная цензура

Полная цензура

 

Частичный террор

Полный террор

 

Нет единой идеологии

Единая идеология, новояз

 

Декларированные права и свободы

Декларированные права и свободы

 

Общирный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой

Командно-административная экономика

 

Опора на традиционные институты -бюрократию, армию, церковь

Опора на люмпенизированные слои населения

 

Основной принцип: разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено то, что приказано властью ( запрещено всё)

 

Виды: традиционные АМ, олигархический авторитаризм ( власть в руках семейств или кланов), военные диктаторские режимы

Виды: правый( фашизм), левый ( коммунизм)

 

Россия при царях, военный режим Пиночета в Чили, Ирак с Хусейном

СССР, Германия при Гитлере

 

Демократия-политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан подчиняющихся закону.

Признаки демократии:

  1. принцип конституционализма

- действует по всей территории

-все остальные правовые нормы должны ей соответствовать

-принимается в особом порядке

  1. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную                                   

                                                      Президент

законодательная                          исполнительная                  судебная

парламент ФС                             Правительство                   Конституцион.суд

СФ                                                Министерства                    Верховный суд

ГД                                                                                              Высший арбитр.суд

система сдержек и противовесов, позволяющая свести к минимуму возможные ошибки в управлении, предотвратить возвышении одной ветви власти над другой

  1. выборный и сменяемый парламент
  2. наличие политических партий как связующего звена между обществом и государством
  3. легализация политического конфликта. Правящая партия отказывается от применения к оппозиции насилия, оппозиция не прибегает к насильственным методам борьбы за власть. Оппозиция- противодействующая господствующей силе в государстве.
  4. Терпимость к инакомыслию, общественное согласие
  5. соблюдение основных прав и свобод человека
  6. разнообразные формы собственности
  7. гласность
  8. политические свободы
  9. активная деятельность негосударственных общественных организаций как равноправных партнеров

Виды демократии:

  1. непосредственная- прямое выражение личностью своих интересов ( демонстрация)
  2. представительная или опосредованная — через представителей ( выборы)

Консенсусная демократия- принцип большинства отвергается как основной, право вето меньшинства на решения большинства, главным признается достижение консенсуса.

Проблемы демократии:

-система финансирования избирательной кампании

-существование цензов

-нет полного равенства

-избиратели не имеют права выбирать между кандидатами внутри ПП.

 

Правовое государство и гражданское общество

Иммануил Кант ввёл понятие гражданин.

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основные права и свободы личности.

Признаки правового государства:

  1. политический суверенитет народа
  2. принцип разделения властей
  3. верховенство права ( равенство всех перед законом)
  4. соблюдение прав и свобод человека
  5. взаимная ответственность государства и личности
  6. высокая сознательность масс
  7. не карательные а правоохранительные органы
  8. предсказуемость принимаемых государством решений
  9. подчинение национальной правовой системы международному праву.
  10. плюрализм

Понятие гражданское общество развил Гегель.

Гражданское общество в широком смысле- совокупность всех неполитических отношений ( семейных, религиозных, экономических и прочих)

Гражданское общество- общество, автономное по отношению к государственной власти, выражающее частные интересы граждан, регулирующее и защищающее эти интересы.

Признаки гражданского общества:

  1. общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти( медиаконтроль, оппозиция, общественная палата, которая осуществляет экспертизу нормативных документов)
  2. верховенство права
  3. разделение властей
  4. преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми и политическими силами.
  5. Частная собственность
  6. социально-ориентированная рыночная экономика
  7. плюрализм
  8. общественно политические институты, отражающие разнообразные интересы граждан
  9. право личности на самореализацию
  10. гражданский мир
  11. свобода личности

 

Политические партии

Политическая партия - политическая общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти.

Признаки ПП:

  1. наличие организации ( оформленное членство, устав, руководящие органы). Партаппарат- организованная группа людей, для которых политическая деятельность является профессией.
  2. Носитель определенной идеологии.
  3. Наличие программы. Выдвигаются конкретные требования и обещания.
  4. Нацеленность на завоевание и осуществление власти
  5. наличие разветвленной сети местных организаций.  По закону о ПП 2008 года партия должна объединять не менее 40 тысяч членов, иметь региональные отделения в субъектах РФ не менее 100 человек в половине регионов, участвовать в выборах не менее 5 лет.
  6. Защита интересов определенных слоев населения. Фракция- группа с программой, отличающейся от общей программы партии отдельными деталями.
  7. Наличие соцбазы и электората. Соцбаза- те слои общества, среди которых ПП пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают её на протяжении длительного времени. Электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса данной ПП на выборах.

Функции ПП:

  1. политическая- овладение гос.властью
  2. представительская- выражение интересов определенных слоев населения
  3. рекруиторская - подготовка и выдвижение кадров для политических институтов
  4. электоральная - организация и участие в избирательных компаниях
  5. политической социализации - воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан

Структура ПП:

1 уровень- блок избирателей

2 уровень - официальная партийная организация- лидеры, партбюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, рядовые члены

3 уровень - ПП в системе правления -должностные лица в госаппарате.

Типы партий:

по организационному принципу( характеру членства)

  1. Кадровые - немногочисленны, свободное членство, опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту, деятельность только в период выборов ( демократическая, республиканская)
  2. Массовые

по идеологии

  1. консервативные
  2. либеральные
  3. коммунистические
  4. социал-демократические
  5. клерикальные
  6. националистические

по отношению к власти

  1. правящие
  2. оппозиционные

- легальные

-нелегальные

по типу членства

  1. открытые
  2. закрытые

по шкале политического спектра

  1. левые ( реформы, ликвидация частного сектора, соцзащита трудящихся, радикально-революционные методы)
  2. крайне левые ( коммунистические)
  3. центристские ( компромисс, сотрудничество)
  4. правые ( сильное государство, охрана собственности, стабильность- либералы и консерваторы)
  5. крайне правые ( фашистские)

по способу деятельности

  1. реформистские
  2. революционные
  3. консервативные
  4. реакционные

Партийно-политическая система- регулируемые государством и традициями страны отношения между партиями и политическими силами

-       совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы ППС:

  1. однопартийная
  2. двухпартийная
  3. многопартийная

Модифицированная двухпартийная система или 2,5 партийная система- третья сила, которая влияет на принятие политических решений ( Свободная Демократическая партия в Германии)

Политическое движение- добровольное формирование возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Признаки:

  1. не стремятся к власти
  2. добровольное членство
  3. нет строгой иерархии
  4. выражают частные интересы граждан

Виды политических движений:

-       за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека

-       за новый экономический порядок ( антиглобалисты)

-       экологические

-       антивоенные

-       против расовой и национальной дискриминации

-       неприсоединения

-       женские, молодежные, студенческие.

Современные политические партии:

Единая Россия. Путин.

КПРФ. Зюганов.

ЛДПР. Жириновский.

Патриоты России. Ген.Семигин.

Российская объединённая демократическая партия « Яблоко». Сер. Митрохин.

Справедливая Россия. Сер. Миронов.

Правое дело. Бор.Титов.

Тенденции в развитии современных партий:

  1. падает влияние традиционных, прежде всего коммунистических партий
  2. сближение программ отдельных партий ( социал-демократических и консерваторов)
  3. неустойчивость социальной базы ( один и тот же избиратель голосует за представителей разных ПП)
  4. с увеличением роста СМИ  ПП утрачивают функции политической социализации масс ( большая часть избирателей узнает о ПП из СМИ или интернета)
  5. с ростом образования масс растет разочарование в ПП, многие предпочитают им общественные движения)

рост « универсальных ПП» ( не имеют идеологических ориентаций, обращаются ко всем избирателям, имеют общенационального лидера, который предлагает идеи согласия, баланса интересов различных социальных групп)

Человек в политической жизни

 

Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.

Экономическая элита( владельцы корпораций, банков)

Военная ( генералитет)

Информационная ( владельцы СМИ, политические обозреватели)

Административная ( чиновники)

Научная ( ученые)

Политическая элита- группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.

Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.

Политический статус-  место человека в политической системе общества (гражданин )

Политическая роль- функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом ( избиратель, депутат). Могут быть стандартизированными ( поведение человека) и нестандартизированными ( девиантные отклонения).

Типы политических ролей:

  1. Рядовой член общества
  2. Человек, состоящий в общественной организации или движении
  3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации
  4. Профессиональный политик
  5. Политический лидер.

Особенности политического лидерства:

  1. постоянное влияние
  2. однонаправленность от лидера на объект
  3. охватывает все общество или большие группы
  4. опирается на авторитет лидера
  5. имеются многочисленные сторонники
  6. имеется формально-должностной статус

Функции политического лидера:

  1. интегративная- согласование интересов
  2. ориентационная- выработка политического курса
  3. инструментальная-определение способов и методов осуществления задач
  4. мобилизационная- инициирование изменений
  5. коммуникативная
  6. гарант справедливости, законности, порядка

Типы политических лидеров:

  1. общенациональный
  2. больших социальных групп
  3. общественной организации или движений

1. авторитарный

2. демократический

3. либеральный

  1. традиционный
  2. легальный
  3. харизматический

1. лидер-знаменосец ( Ленин)

2.лидер-служитель ( Брежнев)

3.лидер-торговец ( рейган)

4.Лидер-пожарный ( современные)

Политическое участие -действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Виды политического участия:

  1. автономное ( свободное и добровольное)
  2. мобилизованное ( принудительный характер -демонстрации в СССР)
  3. опосредованное( представительское)
  4. непосредственное( прямое)

1. активное

2. случайное( разовое)

3.политический наблюдатель

4.пассивное

5.аполитичное

Формы политического участия:

1.     Выборы.

Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов

Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах

Активное ИП- право граждан  участвовать в выборах

Пассивное ИП - право граждан быть избранными

Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.

Основные принципы выборов:

  1. равенства
  2. всеобщности ( только возрастной ценз и ценз гражданства)
  3. прямые ( непосредственно голосует за депутата)
  4. тайное голосование
  5.  на альтернативной основе

Этапы избирательной кампании:

  1.  организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.

Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается  не позднее, чем за 100 дней до голосования.

  1. Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.
  2. Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам госвласти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.
  3. Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.

Типы избирательных систем:

1.     Мажоритарная.

-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

Достоинства:

           Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте.

           Недостатки:

           Получившие незначительное меньшинство,  не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование.

2.     Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.

Достоинства: представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий.

Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые  в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

Мажоритарно-пропорциональная ( смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.

Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.

 Причины абсентеизма:

-       недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти

-       низкий авторитет представительных органов

-       отсутствие электоральной культуры

Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям

Императивный мандат- смещение и отзыв избранных депутатов

Свободный мандат- невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.

Референдум -всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.( принятие Конституции). Решение считается принятым,  если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу. Плебесцит -опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.

На референдуме не могут обсуждаться вопросы:

- об изменении статуса субъекта РФ

-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания

-об избрании людей, замещающих государственные должности

-о персональном составе федеральных органов

-о федеральном бюджете

-о федеральных налогах

-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения

-об амнистии и помиловании

  1. Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция- коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.
  2. Лоббизм- использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с  англ) -кулуары.
  3. 5.     Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.
  4. 6.     Политическая активность в качестве члена партии, движения.
  5. 7.     Прямые действия( демонстрации, митинги, пикетирование).

Митинг- собрание единомышленников, доступное для всех желающих.

Демонстрация- движение по проезжей части с плакатами, призывами через громкоговорители.

Пикетирование - коллективное выступление с плакатами, на которых отражена позиция и требования( у здания парламента, правительства, военной базы).

 

Конституция

 Конституция( лат)- установление, устройство.

Конституция - основной закон государства.

-обладает высшей юридической силой

-все остальные законы должны ей соответствовать

-особый порядок принятия и пересмотра

-действует на территории всей страны

Конституционное право- отрасль права, которая закрепляет основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Регулирует

-       основы конституционного строя

-       принципы организации и порядок функционирования органов власти

-       правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством

Виды конституций:

по порядку принятия

  1. октроированные - дарованы народу монархом
  2. легитимные - принятые законодательным органом или на референдуме

по порядку изменения

  1. гибкие - могут меняться в том же порядке, что и обычные законы
  2. жесткие - сложный порядок изменения

по форме

  1. писаные - единый основной закон с внутренней структурой
  2. неписаные -несколько законодательных актов, закрепляющих основы государственной власти, права и свободы ( Израиль)

1918, 1924, 1936, 1977, 1993

Принята на всенародном референдуме в 1993.

Конституция основывается на международном праве.

Международное право-совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами.

Возникло после 2 мировой войны, как ответ стран на ужасы войны, с целью помочь восстановить права и свободы человека, установить дружеские отношения между народами.

Основные международные документы о правах человека:

  1. Всеобщая декларация прав человека. ООН.1948
  2. Международный пакт о гражданских и политических првах.1966.
  3. Международный пакт о социальных и культурных правах.1966.
  4. Декларация о правах ребенка. 1959
  5. Конвенция о правах ребенка. 1989. Ребенком считается человек до 18 лет. Для детей особый документ так как они считаются социально незащищенными.
  6. Конвенция о политических правах женщин. 1952.
  7. Конвенция о ликвидации форм расовой дискриминации.1969.

Декларация - предусмотренное законом объявление, уведомление.

Конвенция - международный договор на уровне правительств стран.

Конвенция является обязательным документом.

Международное гуманитарное право- правовые нормы, защищающие права человека в условиях вооруженных конфликтов.

Участниками международного гуманитарного права являются военнопленные, раненые, мирное население, партизаны, журналисты.

Создатель МГП- Анри Дюнан.

Комбатант – взятый в плен участник боевых действий

Международные организации, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека:

- Генеральная ассамблея ООН

-Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете ООН ( ЭКОСОС)

-Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО

-Европейский суд по правам человека

-Комитет министров Совета Европы

-Комиссар Совета Европы по правам человека

-Наблюдатели ОБСЕ

1 глава. Основы Конституционного строя.

Статьи 1.2.3.5.7.8.10.13.14

2 глава. Права и свободы человека и гражданина.

Правовой статус - права человека, выраженные в правовых актах, которые характеризуют его положение в обществе.

Включает в себя права, свободы, обязанности.

Право-охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-либо сделать.

Свобода-отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо

Обязанность-действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

Виды прав:

  1. социально-экономические - позволяют человеку обеспечить достойное существование ( статьи 34-42)
  2. политические - выполнение определенных функций в обществе ( статьи 29-33). Организатором публичного мероприятия могут быть граждане, ПП, общественные объединения, достигшие 18 лет. Уведомление о проведении  в исполнительные или местные органы власти не раньще 15 и не позднее 10 дней. Публичное мероприятие не может начинаться раньше 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов.
  3. Гражданские - почувствовать принадлежность к определенному государству ( статьи 19.61.62.63.)
  4. Личные - защищают от вмешательства в частную жизнь( статьи 20-28)
  5. Культурные - позволяют пользоваться достижениями цивилизации ( статьи 43-44)

Обязанности: статьи 38.44.57-59.

3глава. Федеративное устройство.

83 субъекта федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Субъекты:

  1. административно-территориальные (названы географическими обозначениями)
  2. национально-территориальные (названы именами народов)

статьи 65.68.70.71.72.75.

Принципы федерализма:

  1. государственная целостность
  2. равенство и самоопределение народов
  3. единство системы государственной власти
  4. верховенство федерального права
  5. разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами
  6. равенство субъектов РФ

4 глава. Президент РФ.

Статьи 80.81.83-90.92.93.

5 глава. Федеральное Собрание.

Статьи 94-109.

Стадии законотворческого процесса:

  1. законодательная инициатива
  2. подготовка законопроекта и его обсуждение в Государственной Думе
  3. принятие закона Государственной Думой
  4. принятие закона в Совете Федерации
  5. подписание закона Президентом, обнародование.

3 чтения в ГД:

-       принципиальные положения

-       частности

-       решается вопрос о принятии или непринятии закона

6 глава. Правительство РФ.

Статьи 110.111.114.115.117.

7 глава. Судебная власть.

Статьи 118-123.125-129.

8 глава. Местное самоуправление.

Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, истории и иных местных традиций. Не входит в органы государственной власти.

Функции МС:

  1. связующее звено между населением и государственными структурами
  2. позволяет реализовать региональные и федеральные программы на местном уровне
  3. позволяет реализовать населению свои гражданские права и свободы
  4. средство решения социальных проблем
  5. управление муниципальной собственностью
  6. охрана общественного порядка

Отличие органов МС:

  1. подзаконная власть
  2. ограниченный круг дел
  3. самостоятельный источник финансирования
  4. ограниченная территория
  5. выборный принцип

Самоуправляющиеся территориальные единицы называют муниципальные образования.

Статьи 130.132. 

Виды муниципальных образований:

  1. сельское поселение
  2. городское поселение
  3. муниципальный район
  4. городской округ
  5. внутригородская территория города федерального значения

9 глава. Конституционные поправки и пересмотр.

Статья 134.

 

Политическая культура

 

Политическая культура включает в себя политические знания, ценностные ориентации, способы практических политических действий.

Политическая культура-совокупность норм и ценностей, разделяемых большинством граждан, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.

Типы политической культуры:

  1. Патриархальный. Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек мало восприимчив к  глобальной пол.культуре, не выполняет конкретных политических ролей.
  2. Подданический. Человек ориентируется на официальные гос.ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ. Относится к политической жизни пассивно.
  3. Активистский. Человек хорошо знаком с гос.органами власти .Стремится влиять на политику с помощью законных средств. Активно участвует в политических процессах.

Субъекты формирования полит.культуры:

-       СМИ

-       церковь

-       государство

-       семья

-       ПП, общественные организации

-       армия

-       образовательные учреждения

Функции полит.культуры:

  1. индентификационная  ( стремление определить свои способы участия)
  2. ориентационная ( понимание возможностей по реализации прав и свобод в конкретной полит.системе)
  3. адаптационная (приспособление к изменяющейся полит.жизни)
  4. социализации ( обретение определенных навыков, позволяющих реализовать свои права)
  5. интегрирующая ( возможность различных групп сосуществоватьв рамках определенной полит.системы)
  6. коммуникативная ( взаимодействие на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и др)

Политическое поведение- совокупность сознательных действий, направленных на достижение социально-значимых целей.

Виды политического поведения:

  1. конструктивное
  2. деструктивное
  3. индивидуальное
  4. групповое
  5. массовое. Лебон. Теория толпы в которой человек превращается в варвара. Экстремизм- приверженность в политике к крайним взглядам и мерам.  Популизм- деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.
  6. организованное
  7. стихийное.

Политическое сознание- мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого процесса и собственной роли в нём.

Виды политического сознания:

  1. обыденное
  2. идеолого-теоретическое. Является основой идеологии.

Политическая идеология- система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.

Современные идеологии:

  1. Либеральная. Основоположник Локк. Главная ценность- свобода личности. Невмешательство государства в личную жизнь. Частная собственность. Разделение властей. Демократия и правовое государство. Равенство перед законом. Свобода мысли и слова. Индивидуализм.
  2. Консервативная. Главная ценность-незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность. Естественное неравенство. Сильная государственная власть. Интересы государства ценятся больше чем интересы индивида. Важная роль семьи, религии, морали. Частная собственность.
  3. Социал-демократическая. Путь к социализму через реформы. Свобода, справедливость, солидарность. Парламентская демократия, гарантии прав личности. Улучшение состояния окружающей среды. Перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных.
  4. Коммунистическая. Общество справедливого равенства без частной собственности. Распределение по способностям. Коллективные начала. Отмирание государства. Революция.
  5. Фашистская. Идеи расового неравенства. Отношение к национальным меньшинствам как к внутренним врагам. Принцип фюрерства. Личностное начало вторично по сравнению с расово-этническим. Сильная диктаторская власть. Милитаризм. Милитаризм -гос.политика, оправдывающая наращивание военной мощи и использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

Роль идеологии:

  1. образовательно-воспитательная ( овладение массовым сознанием, конструирование групповых ценностей)
  2. пропагандистская ( создание позитивного образа проводимой политической линии)
  3. интегрирующая
  4. мобилизационная ( стимулирование действий граждан на выполнение поставленных задач)

Средством распространения идеологии является пропаганда.

Пропаганда- вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан определенных ценностей.

Манипулирование- управление политическим сознанием с целью побуждения граждан действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (24.04.2013)
Просмотров: 2965 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0