Философия Древнего Востока. Необходимый минимум. - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт Риттера В.Я.

Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Философия Древнего Востока. Необходимый минимум.

 Философия Древнего Востока.

Мистицизм предполагает веру в потустороннее, сверхъестественное, что предусматривает соответствующие способы познания. Потусторонний мир считается как мир подлинный, истинный. Поэтому на Востоке интереса к чувственно воспринимаемой реальности, как правило, не было. Восточный человек не обращает внимания на условия жизни, т.е. не старается изменить окружающий мир. Именно поэтому Восток, несмотря на высокий уровень своего развития в древности, практически не менялся в течение тысячелетий. Древневосточную философию принято делить на философию Древней Индии и Древнего Китая. Древневосточная философия появилась через преодоление мифического сознания.

Философия Древней Индии

В основе древнеиндийской философской мысли лежат фундаментальные понятия, которые характеризуют смысл древней мысли о жизни: «карма», «брахма», «атман», «самсара» и т.д. Истоки лежат в ведической литературе (веды – “знание”). Карма – ‘принцип воздаяния’ – неизбежность в этой жизни, которую можно откорректировать, чтобы будущая жизнь была более удачной. Брахма – высшее духовное начало, безличное в противоположность атману. Атман – высшее духовное индивидуальное начало. Самсара – цепь перерождения. Выбраться из этого колеса у человека практически нет возможности. Символ – скалярный знак. Но выбраться можно, если в процессе своей жизни работать над собой (не духовно совершенствоваться, а заниматься восточными духовными практиками). Смысл заключается в том, чтобы индивидуальный атман растворился в безличной брахме (перестать существовать как отдельное).

БУДДИЗМ – наиболее известное учение, которое на сегодня является одной из мировых религий с древности. Ее специфика – религия без бога. В буддизме нет представлений о личностном начале. Индивидуальное «Я» растворяется.

Будда – ‘пробужденный’. Пробуждение это связано с тем, что ему открылись 4 благородные истины: 1) Жизнь есть страдать; 2) Причина страданий – жажда жизни, желания, которые овладевают человеком; 3) Путь избавления от страданий – это избавление от жажды желаний; 4) Путь избавления от желаний – благой и восьмеричный путь (правильное мышление, дыхание, действия), который включает в себя основные буддистские заповеди (запреты). Они схожи с запретами других религий, но имеют свои особенности. Основные заповеди – это: «Не вреди другим живым существам» (не убивать); «Не укради» (не брать чужого); «Не веди праздных и лживых речей» (не лги, не веди пустых разговоров, обсуждений о вопросах устройства мира и т.д.); «Не прелюбодействуй» (не вступать в запретные половые связи) – противоречие, т.к. с одной стороны, существует камасутра, с другой -  запрещение смешения каст и т.д.; «Не употреблять опьяняющих веществ» (не принимать алкоголь и курение, т.к. должны стремиться к управлению собственным сознанием).

Буддизм делится на 2 части:

  • Махаяна (‘Большая колесница’) – спасение от кармы и самсары доступно каждому
  • Хинояна (‘малая колесница’) – спасение от кармы и самсары доступно только избранным, и главное, что необходимо, - индивидуальное желание.

Когда человек готов к растворению своего атмана в брахме, арха (‘учителя’) помогают людям обрести спасение, но в любой момент могут уйти в нирвану.

  • – ‘угасание’ – это особый способ смерти человека, который исключает возможность перерождения. Подобная практика имеет древнее происхождение (жесткое табу – установка сознанию на смерть, прекращение всех физиологических процессов).

Философия индуизма объединяет целый ряд школ, наиболее известная из которых – йога, один из способов духовных практик, управление сознанием (через позы) с помощью определенных физических упражнений.

Древнекитайская философия

В основе древнекитайской философской мысли также лежат определенные понятия – ‘инь’ и ’ян’. ИНЬ – символ женского начала (мягкого, влажного, тёмного), обозначается луной. ЯН – символ мужского начала (твердого, горячего), обозначается солнцем. Инь и ян объединяются в ДАО (‘путь’).

Существует принцип неба (принцип мировоззрения) – Поднебесья. В Китае находятся высшие кары. Небо – некий принцип организации мира, поэтому там до сих пор сохранился Парк бесед с Небом.

Эти представления находят отражение в философии китайских школ. В основе – «Книга перемен», которая связана с распространенной в Китае практикой гадания (например, на панцире черепахи). Книга состоит из гексограмм, фиксирующих основные понятия. В Древнем Китае существовало множество философских китайских школ. Период расцвета древнекитайской философии называют Периодом 100 школ. Наиболее известные учения – конфуцианство и даосизм, моизм и легизм.

1. Конфуцианство

Основателем является Конфуций, взгляды которого изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

Основные положения конфуцианства:

1) Патриархально-патерналистская концепция государства исходила из идеи, что власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

2) Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим».

3) Отвергаются внешние войны, завоевательные подходы китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»)

4) Существенная роль принадлежит принципу «исправления имен» (чже мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданный.

2. Идеология даосизма

Основатель даосизма – Лао-цзы, взгляды которого изложены в произведении «ДАО дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»).

Основные положения даосизма:

1. Дао характеризуется как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны.

2. Все недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао.

3. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

4. Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности.

3. Моизм

Основателем является Мо-цзы, который развивал идею естественного равенства всех людей.

Основные положения моизма:

1. Идея принадлежности народу верховной власти.

2. Мудрость почитается как основа управления. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей.

3. Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.

4. В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

4. Легизм

Основатель – Гунсунь Ян (Шан Ян), идеи которого изложены в трактате «Шан цзунь шу» («Книга правителя области Шан»).

Основные положения легизма:

1. Управление должно опираться на законы и суровые наказания.

2. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».

3. Внедрение принципа «коллективной ответственности», при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (01.10.2015)
Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0