Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ещё раз о том, как следует писать эссе. (По материалам рекомендаций участникам олимпиады МГУ «Ломоносов»)

Ещё раз о  том, как следует писать эссе. (По материалам рекомендаций участникам олимпиады МГУ «Ломоносов»)

 

Формулирование заданий С.9  для развернутого письменного ответа в форме цитат  вносит дополнительную трудность в подготовку ответа: выпускник должен самостоятельно осуществить преобразование цитаты (часто метафорической) в ясную формулировку темы. С одной стороны, это дает простор для творческой реализации обучающегося выпускного класса и демонстрации владения им знаниями по дисциплине, с другой стороны, может дезориентировать не имеющего достаточного опыта анализа и интерпретации цитатных конструкций школьника. Для правильного ответа на вопрос необходимо учесть не только буквальный смысл предложенной формулировки (например, «Человек есть то, что он из себя делает и как творит себя»), но и контекстуальную принадлежность цитаты, на которую указывает фамилия процитированного автора (в данном случае – Ж.-П. Сартр). Соответственно, выпускник должен обнаружить вложенный автором цитаты смысл, и только после этого предлагать собственное видение проблемы. В этой связи, при использовании цитатных форм в формулировках заданий ЕГЭ, необходимоучесть, что ответ должен учитывать оригинальный смысл цитаты и позицию ее автора, и что необходимо соблюдать баланс между демонстрацией знаний и демонстрацией креативности. Хотя цитатные формы и осложняют понимание задания, они, в отличие от классических (точных) формулировок заданий, позволяют выпускнику полностью реализовать свой творческий потенциал и, за счет нечеткости постановки проблемы, дают возможность для выбора предметного аспекта, в лучшей степени освоенного данным конкретным автором эссе. Например, в случае с приведенной выше цитатой из Ж.-П. Сартра выделяются как минимум следующие элементы ответа:

философская концепция человека во французском экзистенциализме и, конкретно, «проектной» сущности человека у Ж.-П. Сартра;

этическая проблема поступка и выбора – возможно привлечение различных авторов и концепций в области теории морали и философии поступка, от И. Канта до М. Бахтина;

социальная проблема рационального поведения как источника формирования общества и общественных систем – от М. Вебера и до новейших теорий;

группа экономических проблем, связанных с технологическим развитием, регулированием рынка и иными вопросами макроэкономического уровня;

экологическая проблема человек-среда в условиях наличия возможностей глобального антропогенного влияния на среду;

антропологическая проблема природы человека как биосоциального существа и возможностей влияния человека на собственную природу;

философская проблема мировоззрения в контексте солипсизма и иных подходов, в той или иной степени абсолютизирующих автономность и возможности индивида.

 

При желании, из предложенной цитатной формулировки можно извлечь существенно большее количество конкретных сюжетов для развернутого письменного ответа. Выше перечислены лишь наиболее очевидные, но даже их перечень демонстрирует ширину горизонта для выбора конкретного плана и содержания ответа. Дать исчерпывающий ответ за весьма ограниченное время,  которое отводится на выполнение заданий ЕГЭ, практически невозможно. Отсюда следует, что ориентироваться необходимо не на задачу содержательного исчерпания вопроса, а на задачу демонстрации понимания комплексного характер проблемы (например, «проектной сущности человека»). Выпускник должен показать схему ответа, т.е. продемонстрировать на предложенном примере, что он понимает многогранный характер обществоведческих проблем и видит различные предметные измерения одной и той же проблемы.  Далее следует частичное раскрытие и насыщение фактическим материалом схемы в тех частях, которые выпускником выделены как наиболее существенные, – на практике это позволяет выбирать для детализации тот предметный аспект, которым школьник лучше всего владеет. Таким образом, комплексный характер обществознания выступает одновременно и как критерий выбора формулировок тем для творческих вопросов, предполагающих развернутый ответ, и как критерий оценки ответов на вопросы этого типа. В первом случае целесообразно подбирать такие формулировки (возможно, цитаты), которые явным образом позволяют автору эссе предложить в ответе несколько предметных аспектов  проблемы в их, хотя бы формальной (по общности объекта), взаимосвязи. Во втором случае (при оценивании ответа) необходимо учитывать готовность выпускника демонстрировать комплексное видение проблемы, анализировать ее в контексте проблематики различных дисциплин, входящих в состав обществознания.

 

При подготовке развернутого письменного ответа на вопрос целесообразно придерживаться следующего алгоритма организации работы:

1. Внимательно прочитать и проанализировать формулировку темы. Чрезвычайно важно правильно выделить смысловое ядро задания (которое может быть подано в метафорической форме - например, в виде цитаты из первоисточника). Неверно расшифрованная тема приведет к неудовлетворительной оценке за данный вопрос с формулировкой «ответ не соответствует теме».

2. Проанализировав и формализовав содержание темы необходимо отнести ее к предметной области одного или нескольких (желательно) разделов обществознания. Это позволит выбрать материал для раскрытия темы и сформировать сюжет.

3. Поскольку автор эссе должен продемонстрировать знания, определившись с темой и предметной областью необходимо проанализировать собственные возможности в части насыщения текста содержательной информацией – понятиями, концептами, ссылками на авторов и работы. Ни в коем случае не следует рассматривать задания с развернутыми ответами на вопрос в качестве призыва к свободному рассуждению, перед выпускником стоит совершенно другая задача: используя тему, продемонстрировать свой уровень владения предметом, включая фактографию, владение терминологией, знание основных персоналий, понимание основных проблем и т.д. Поскольку участник ЕГЭ вынужден действовать в стрессовых условиях и жесткого временного лимита, необходимо, поняв тему, быстро оценить наиболее выигрышный способ подачи из тех, к которым абитуриент готов. При этом критерием «выигрышности» будет именно подробность и глубина владения соответствующим разделом обществознания.

4. Так как одним из критериев оценки эссе является демонстрация творческого подхода и самостоятельности мышления, решив задачу использования темы для демонстрации знаний, выпускнику необходимо подумать над собственной точкой зрения на содержащуюся в теме проблему.

При этом собственная точка зрения приобретает ценность только тогда, когда она содержательно обоснована и является дополнением к максимально более полному и содержательному изложению проблемы в традиционном ключе. В том случае, если выпускник сводит свой ответ к выражению личной позиции, нерешенными остаются основные задачи и ответ на вопрос не может быть оценен выше, чем «удовлетворительно». Подготовив отмеченные выше (пп.1-4) составляющие ответа (тема; предметная принадлежность в связи с конкретной проблемой, заявленной в теме; фактографическая и концептуальная база; собственная точка зрения), необходимо сформировать текст, стараясь добиться максимальной компактности и ясности изложения. Следует помнить, что письменный ответ исключает возможность скорректировать понимание читателя за счет интонаций, жестикуляции, немедленных комментариев и т.д., поэтому текст не должен содержать смысловых и риторических (языковых) двусмысленностей, должен читаться легко и, по возможности, оставлять минимальный коридор для вариативности трактовок того, что же автор имел в виду. Ясность, точность и содержательность изложения – основные требования к тексту развернутого письменного ответа на вопрос.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (22.02.2013)
Просмотров: 2720 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0