Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Экономические реформы 2000-2004 гг

Экономические реформы 2000 - 2004  г.

 

           В новом правительстве В.В. Путина министром экономического развития стал Г.О. Греф. Группа санкт-петербургских экономистов под руководством Грефа выработала программу экономических реформ, которая включала новый подход к формированию бюджета, налоговую и банковскую реформы.

    Финансовый кризис 1998 г. привёл к сокращению непроцентных обязательств государства за счёт существенного снижения реальной заработной платы в бюджетном секторе. Дала определённый эффект и реализация Программы экономии государственных расходов. Однако непроцентные прави­тельственные обязательства составляли к 2000 году более 55% ВВП, выпла­ты по долгам отнимали до 50% бюджетных доходов.

Был принят новый Бюджетный кодекс. Для упорядочивания расходования бюджетных средств была создана казначейская система. Она позволила упорядо­чить расходование средств в соответствии с принятыми законами, в частности, путем установления внутригодовых постатейных лимитов расходов. Был усилен текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организа­циями. С 1999 г. реализуется Концепция функционирования единого счета Феде­рального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, кото­рый позволяет сокращать срок прохождения доходов от плательщиков налогов до возможности их использования, оперативно управлять средствами федерального бюджета, ускорять их оборачиваемость, снижать потребность в заемных ресурсах и минимизировать риск потери бюджетных денег.

Новые подходы к бюджетной политике диктовались стремлением уста­новить жесткий бюджетный 'контроль, снизить стоимость функционирова­ния государственной власти, сбалансировать государственные ресурсы и обязательства, полномочия и ответственность на всех уровнях бюджетной системы, целенаправленно управлять государственным долгом и активами.

К концу 1999 - началу 2000 г. ситуацию в экономике удалось стабилизи­ровать. Физический объем ВВП в России по итогам января-сентября 2000 г., по оценке Минэкономразвития РФ, увеличился на 7,3% по сравнению с ана­логичным периодом 1999 г. Темпы роста ВВП в течение первых трех кварта­лов года оставались достаточно высокими - 3% в первом квартале по срав­нению с предыдущим периодом (четвертым кварталом 1999 года), 1,2% во втором (по сравнению с первым кварталом 2000 г.) и 1,3% в третьем квартале (по сравнению со вторым) в постоянных ценах с исключением сезонности. Объем промышленной продукции в январе-сентябре вырос на 9,7% к соот­ветствующему периоду 1999 г. Рост инвестиций в основной капитал, по оцен­ке министерства, составил 17,5%. Потребительские цены выросли за 9 меся­цев на 14,1%, а цены производителей в промышленности - на 25,4%. При этом реальные денежные доходы населения увеличились на 9,4%.

Следующим шагом преобразований в области экономики стала налого­вая реформа.

Первые проекты нового налогового кодекса рассматривались в Государ­ственной Думе еще в 1997 г. Изменения, которые предполагалось внести в налоговую систему, должны были снизить налоги по сравнению с 1997 г. на 8,5%. В то же время предусматривалось повышение ответственности за ук­лонение от налогов и ужесточение мер по собираемости налогов. Отменялся ряд налоговых льгот. В то же время, вместо более чем 100 налогов, соби­равшихся в 1997 г., вводилось около 30 видов налогов и сборов. Установле­на единая ставка подоходного налога - 13%.

Новый подоходный налог должен способствовать возврату в легальную сферу капиталов, уходивших в «Теневую экономику» или вывозившихся за рубеж. Общей . целью налоговой реформы было построение единой налоговой системы, обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов, обеспечение сба­лансированности общегосударственных и частных интересов, содействующее раз­витию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности .

 В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс.

Одновременно с налоговой проводится и таможенная реформа.

С 1 января 2001 г. в России будут действовать вместо нынешних семи ставок импортных тарифов только четыре: 5, 10, 15 и 20%. Кроме того, сокра­тится перечень товаров, облагаемых по самым низким (о и 5%) и самым вы­соким (25 и 30%) ставкам ввозной пошлины, а всего изменение тарифов за­тронет свыше 3,5 тысячи товарных позиций.

Основная работа по корректировке пер во начального варианта измене­ния тарифов касалась определения оптимальных ставок пошлины на ря.:х конкретных товаров. В результате авторы реформы отказались от намере­ния снизить пошлину на импорт автомобилей с 30 до 20%. Тариф умень­шится только до 25%.

Пошлина в размере 5% сохранится на трубы для магистральных нефте- и газопроводов, которую в первом начальном проекте предполагалось поднять до 10%. 5-процентная пошлина сохранится и на сырьевой мех. Ставка в 30% бу­дет установлена на импорт сахара и сигарет.

Следующим шагом экономических преобразований стала банковская реформа.

21 июня 2001 г. в докладе на 12-ом съезде РСПП А. Вольский заявил о не­обходимости резкого сокращения количества банков в России и принятии за­кона о Сбербанке. Была создана рабочая группа по банковской реформе, ру­ководителем которой стал председатель совета директоров МДМ-банка А. Мамут. Помимо него в состав рабочей группы вошли председатель совета директоров Альфа-банка М. Фридман и глава наблюдательного совета Пром­стройбанка Санкт-Петербурга В. Коган. Иногда утверждалось, что реального участия Коган и Фридман в работе банковской группы не принимали, зато в ней поработал глава Импэксбанка О. Киселев. Однако основные предложения были подготовлены А. Мамутом. Рабочая группа разработала принципы бан­ковской реформы, которые позже получили название «план Мамута».

16 июля предложения группы Мамута от РСПП были вынесены на об­суждение Совета по предпринимательству. «План Мамута» получил прин­ципиальное одобрение премьера М. Касьянова.

В Совете по предпринимательству была создана своя рабочая группа по банковской реформе, которая включала представителей ЦБ (Т. Парамонова и В. Горюнов), Минфина (С. Игнатьев), ГД (А. Шохин), АРБ (Г. Тосунян) И РСПП (А. Мамут и И. Юргенс). Рабочей группе Совета по предпринима­тельству была поставлена задача: сформировать точку зрения правительства по концепции банковской реформы.

Реформа банковской системы по проекту РСПП должна обеспечить максимально комфортные условия для концентрации банковских капита­лов, в т.ч. посредством покупки банков в регионах. Число банков с «федеральной лицензией» может не превысить 30-40, а количество мелких и средних банков, которые получат «региональную лицензию», может уменьшиться в два раза (на конец 2000 в России работало 1311 банков).

     Центральный банк страны в 2000 г. фактически проводил политику валютного управления, суть которой заключалась в том, что банк не выпускал в обращение деньги, не обеспеченные валютными резервами. В результате проведения такого курса инфляция в стране существенно снизилась. Путин позволил либералам продолжить экономические реформы, но ограничил их возможность влиять на решение политических вопросов.

Наибольшие дискуссии в Государственной думе вызвал проект Земель­ного кодекса. Новый Земельный кодекс должен зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан. Основные возражения вы­зывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001 г. Земельный ко­декс был принят в редакции, предложенной Президентом.

В нем предусматривается введение частной собственности на землю, исключая земли сельскохозяйственного назначения.

По оценкам экономистов, в настоящее время в стране продолжается экономический рост, хотя и не столь быстрый, как ожидалось. Благоприят­ная конъюнктура цен на нефть на мировом рынке создала бюджетный про­фицит. Что касается специализации страны, то это, прежде всего топливно-­энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.

        25 октября 2001 г. Путин подписал Земельный кодекс. Началась аграрная реформа. Впервые чётко прописывались формы частной собственности на землю. Например, расцвет коттеджного строительства последних лет – результат введегния сельхозземель в коммерческий оборот. Отдельными решениями промышленникам позволили выкупать землю под предприятиями по сниженным ценам, а дачнтикам – оформлять в собственность участки по упрощённой процедуре.

  С 1999 г. в стране начался так называемый восстановительный рост экономики, который проходил в основном за счёт накопленного в прежние годы богатства. В 2000 г. ВВП России вырос на 9%, промышленное производство на 11%. Однако после резкого начального рывка темпы роста экономики в 2000 – 2002 гг. постепенно начинают снижаться. Уже в 2002 г. становится очевидным, что ресурсы восстановительного роста в России заканчиваются.

    На июньской (2003 г.) широкомасштабной конференции с представителями средств массовой информации (предыдущие состоялись 18 июня : 24 июня 2002 г.) была дана оценка состоянию социально-экономической и политической ситуации в России. В частности, прозвучали серьезные упрёки в адрес Правительства: неустойчивость экономического роста, падение темпов, опасная зависимость экономики от мировых цен на нефть, засилье и некомпетентность бюрократии.

   На ближайшие годы (вплоть до 2010 г.) Президент Путин выделил три основные цели:

  – преодоление бедности;

 –  увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) в два раза;

 – перевод армии на профессиональную основу (к 2008 г. срок службы призывников должен сократиться до одного года).

    В качестве достижимой цели Президент назвал полную конвертацию рубля. Президент говорил о необходимости «крупных национальных проектов», способных обеспечить экономический прорыв, и критиковал правительство за «боязнь делать ответственный выбор». Необходимостью названа административная реформа, которая должна наконец покончить с засильем чиновников и с «неэффективностью государства».

25 октября 2003 г. арестован глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Ещё раньше за решётку попал его партнёр Платон Лебедев. В мае 2005 г. они осуждены на 8 лет за мошенничество, присвоение чужого имущества, неуплату налогов и пр. 2005 – 2008 гг. стали возвратом под контроль государства частных компаний. Так продолжилось поглощение госкорпорациями «Газпромом» и «Роснефтью» активов принадлежавших компании ЮКОС – например, «Юганскнефтегаза». Прямо или косвенно вернулись «Сибнефть», «Объединённые машиностроительные заводы» (ОМЗ) , ВАЗ. Государственные монополии «Газпром» и «Роснефть» поочерёдно скупали нефтяные активы у ТНК и «Итенры». В сентябре 2006 г. второй в мире производитель титана «ВСМПО-Аисма» першёл под контроль государства. Возвращён под контроль государства и международный холдинг «Сахалин-2»: контрольный пакет акций за 7,45 млрд. долл. Выкупил «Газпром».

 В 2006 г. Россия полностью рассчиталась с Парижским клубом кредиторов, досрочно погасив огромный долг бывшего СССР. Долгов перед МВФ (Международный валютный фонд), Всемирным банком и Лондонским клубом у России также нет.

  Итоги первого президентского срока В.В. Путина: 1) В экономике: В целом период первого президентского срока путина стал для России наиболее успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38%, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы (летом 2005 г. золотовалютный резерв РФ превысил 140 млрд. долл.). Уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003 г. Россия стала третьим по объёмам экспортёром пшеницы после США и ЕС.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (18.03.2014)
Просмотров: 820 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0